1. Возвращение, 2006
Сюжет трагикомедии «Возвращения» бесполезно пересказывать – фильм следует канонам литературного жанра магического реализма, а потому драмы одна безумнее другой здесь преследуют героинь от начала до конца.
В центре картины – три поколения женщин, за которыми страдания следуют, как родовое проклятие. Материнство здесь не функция, выбор или подарок, а скорее судьба, которая связывает всех героинь нерушимыми узами, хотят они этого или нет.
Фильм взял в Каннах награду за «Лучший сценарий», кроме того приз «Лучшая актриса» получили сразу все исполнительницы главных ролей.
2. Русалки, 1990
Очень позитивный фильм об эксцентричной матери двух девочек от разных отцов: подростка Шарлотты и малышки Кейт. Из-за бурной сексуальности и опрометчивости матери им троим частенько приходится переезжать, покидая очередной город со скандалом. Несмотря на бытовые сложности, личные кризисы и семейные неурядицы, всем трем героиням удается сохранить легкость в отношениях и оптимизм.
«Русалок» стоит увидеть еще из-за потрясающего актерского состава: Шер (из-за которой фильм дважды сменил режиссера и один раз – актрису, исполняющую роль ее старшей дочери); Вайнона Райдер, получившая номинацию на премию «Золотой глобус» за эту роль, и малютка Кристина Риччи, для которой работа в «Русалках» стала дебютной.
3. Мужчины, женщины, дети, 2014
Фильм о том, как появление интернета повлияло на родительско-детские отношения. Вопросы, как уберечь ребенка от негатива и опасностей, когда он может получить к ним доступ одним кликом, и где проходит граница между заботой и тотальным контролем, актуальны для любого родителя и сегодня.
Также эта картина напоминает, что иногда стремление матери жестко контролировать своего ребенка может быть деструктивной попыткой навести порядок в собственной жизни.
4. Где угодно, только не здесь, 1999
Фильм о том, что бывает, когда яблоко падает от яблони слишком далеко. Здесь мать и дочь меняются местами в силу своих характеров: Адель (Сьюзен Сарандон)– женщина, живущая мечтами и амбициями, ее дочь Энн (Натали Портман)– рассудительная, приземленная девушка.
Адель хочет жить в роскоши на Беверли Хилз (не обращая внимания на то, что не может себе этого позволить финансово) и сделать из дочери актрису. У Энн совершенно другие стремления, главное из которых – поступить в университет.
5. Август: Графство Осейдж, 2013
Трагикомедия, которая в российском прокате вышла с усеченным названием «Август», показывает как много травм, боли и обид часто таят семейные отношения.
Семейство Уэстонов вынуждено собраться вместе в родительском доме из-за пропажи отца. Мать (которую играет Мерил Стрип) – смертельно больная, стервозная женщина, пребывание с которой невыносимо.
Фильм умудрился затронуть целый набор сложных тем: инцест, измены, наркомания, самоубийство. Помести все это в одну семью и получишь взрывоопасную смесь.
6. Тайны и ложь, 1996
Это фильм о принятии тех, кто, казалось бы, этого не заслуживает. Главная героиня – успешная темнокожая женщина средних лет по имени Гортенс — после смерти приемной матери решает найти биологическую.
Долгожданная встреча оборачивается разочарованием, ее мать – белая женщина, которая не рада жизни и своим уже существующим детям, что уж говорить о вновь обретенных. От Гортенс она в свое время отказалась из-за расовых предубеждений.
Постепенно девушка лучше узнает совершенно чужую для себя семью и женщину, которая зовется ее матерью.
7. Комната, 2015
Болезненная драма с Бри Ларсон в главной роли основана на реальной истории пятилетнего Феликса – одного из жертв Йозефа Фритцля.
По сюжету главная героиня Джой в 17 лет была заточена насильником в комнате в сарае во дворе его дома. Через два года у нее родился сын Джек, который остался в заточении вместе с матерью.
Фильм концентрируется не на жестокости и насилии, а на матери, которая пытается защитить от всего этого своего сына. Она делает все, чтобы Джек не понял, в каком ужасном мире он живет. После освобождения Джой становится единственным проводником между мальчиком и незнакомой для него нормальной свободной жизнью.