К счастью, дислексия поддается корректировке, если ее выявить достаточно рано. О том, как понять, что у твоего ребенка может быть это состояние, ты узнаешь из нашего материала.
1 Проблемы с развитием мелкой моторики
Совокупность координированных движений пальцев, которая называется мелкой моторикой, достигается совместной работой зрительной, нервной, костной и мышечной систем. При дислексии развитие мелкой моторики может нарушиться из-за особенностей работы мозга. Ребенку сложно писать, он будет делать это медленно.
Обрати внимание на то, как он держит ручку — часто дети с дислексией захватывают ее в кулак, а не зажимают между пальцев. Также заметно страдает и почерк — он неразборчивый, буквы получаются разного размера и наклона.
Дислексия проявляется и в повседневных мелочах. Ребенку может быть сложно застегивать пуговицы и молнии, чистить зубы, удерживать в руках мелкие вещи.
2 Проблемы с рифмами и двойным смыслом
Стихи помогают детям быстрее запоминать информацию и обучаться. Но ребенку с дислексией трудно даются подобные занятия. Им трудно повторять стихи и учить их вслух, а также распознавать рифмованные модели. Они плохо понимают, почему некоторые слова созвучны с другими, и не могут придумать рифмы самостоятельно.
Эти трудности являются результатом того, что им трудно разбивать слова на отдельные звуки.
Также дети с дислексией испытывают проблемы с переносными значениями и двойным смыслом слов. Они не воспринимают некоторые шутки, которые на этом основаны, а просто не улавливают связь между словами. Например, когда мы говорим «раз плюнуть» в отношении какого-то дела, или, что у кого-то «каменное сердце», мы можем поставить ребенка с дислексией в тупик.
3 Путаница в звуках и буквах
При произнесении длинных слов дети с дислексией могут путать буквы и звуки, а также смешивать их. Это происходит даже тогда, когда они называют привычные и не сложные сами по себе слова.
Также они могут путать порядок букв при чтении и письме. Например, переставлять их местами или заменять похожими.
4 Неправильное использование слов
Дислексия влияет на то, как мозг обрабатывает язык. Из-за этого ребенку может быть сложно ассоциировать правильные слова с объектами и символами. В результате он может забыть правильное слово для описания чего-либо. Это может привести к тому, что ребенок будет использовать общие термины, такие как «вещь» или «это» вместо названий объектов.
Детям с дислексией может быть трудно использовать простые слова при составлении предложений как в письменной, так и в устной речи. Они придумывают предложения и вводят в них слова, которые не подходят по смыслу или не раскрывают суть того, что они хотят сказать. Мы, в свою очередь, исправляем эти предложения, но сталкиваемся с подобным снова и снова.
5 Задержка речи
По сравнению со сверстниками, у детей с дислексией может наблюдаться задержка развития речи. Часто это один из первых признаков заболевания. В некоторых случаях такие дети не начинают говорить до трех-четырех лет.
6 Сложности с запоминанием последовательностей
Из-за нарушения мозговых процессов, детям может быть сложно запоминать последовательности. Например, повторить алфавит от а до я или посчитать до десяти. Также сложности возникают со днями недели, месяцами или перечислением предметов, которые он видел раньше.
7 Нежелание читать
Дети с дислексией могут наотрез отказываться от чтения, но не из-за лени, а из-за сложностей самого процесса. Они будут постоянно отвлекаться или стараться найти другие важные дела. А иногда придется столкнуться с детской истерикой по этому поводу.
Конечно, многие дети просто ленятся, предпочитая заниматься другими, более интересными делами, но при совокупности факторов, это может быть одним из признаков дислексии.
8 Им трудно решать математические задачи
Хотя принято думать о цифрах и буквах, как о двух разных вещах, мозг склонен относиться к ним одинаково, особенно когда они записаны. Точно так же, как у человека с дислексией возникают проблемы с расположением букв в любом данном слове, у него могут быть такие же или подобные трудности с расположением чисел и символов в математической задаче. Конечно, у многих людей есть проблемы с математикой, которые не имеют ничего общего с дислексией, но если они наблюдаются постоянно и дополняются аналогичными проблемами с буквами, то скорее всего являются симптомом этого нарушения.