1. Партнер в раннем обучении
В этой роли родитель помогает своему ребенку обучаться еще до того, как он пойдет в школу. Эта фаза длится с младенчества и до достижения ребенком пяти лет. Взрослый проводит много времени, проводя игры по развитию мозга и грамотности. К таким активностям относятся чтение специальных карточек, использование детских кубиков и изучение какого-либо инструмента творчества. Такая деятельность, по словам Фергюсона, стимулирует мозг таким образом, чтобы развивать дисциплину, критическое мышление и воображение.
Подтверждая свою теорию, специалисты рассказали множество историй. Одна из них опровергает мнение о том, что развитыми могут быть только дети из богатых семей:
Одного молодого человека мать учила читать, сидя на кушетке в приюте для бездомных и показывая маленькие карточки. В итоге он поступил в Гарвард. Она начала работать с ним очень рано, а он учился многому. Поэтому к тому моменту, когда он пошел в детский сад, он уже был впереди своих сверстников.
2. Бортинженер
В роли бортинженера родитель следит за средой роста ребенка; за тем, чтобы он получил необходимое и не пострадал от негативного воздействия. Однако это отличается от тотального контроля и давления на малыша. Роль бортинженера заключается в том, чтобы исправить ситуацию, когда что-то пошло не так, оставляя при этом пространство для развития независимости.
В качестве примера Рональд Фергюсон привел историю о ребенке, на работу которого учитель наклеил стикер с хмурым смайликом, чтобы отметить качество выполненного задания. Родитель этого ученика заявил школьному наставнику, что даже если работа его малыша плохая — на ней должен быть радостный стикер, который не оттолкнет младшего от обучения насовсем.
3. Наладчик
Эта роль чем-то напоминает предыдущую, при этом гарантирует, что ни одна из потенциальных возможностей ребенка не будет упущена, а недостаток ресурсов не сможет замедлить его рост. Родители, которые хотят дать своему малышу все необходимое, даже будучи далеко не самыми обеспеченными, сделают все, чтобы обеспечить все пути развития.
Татша Робинсон рассказала о бедной семье, которая принесла огромную жертву для своего ребенка. Женщина узнала, что ее дочь успешно играет на флейте в школьном оркестре. Она выступила в качестве наладчика и продала свое обручальное кольцо, чтобы девочка могла оставаться в группе, чувствовать себя уверенно и развивать музыкальный талант.
4. Открыватель
В качестве открывателя родители помогают своему ребенку адаптироваться в мире: посещают вместе библиотеки, музеи, выставки и все, что способно расширить мировоззрение. Такие походы углубляют познания малыша в тех аспектах, с которыми он уже знаком, и благотворно влияют на воображение, открывая дорогу к развитию возможностей.
Самый известный пример открывателей — родители Альберта Эйнштейна. У них были друзья: математики и ученые, которых приглашали на обед, во время которого с ними общался маленький Эйнштейн. Некоторые из них стали наставниками Альберта.
Фергюсон и Робинсон подчеркивают, что родитель-открыватель работает над поиском дополнительных возможностей для своих детей и поддерживают их интересы.
5. Философ
По словам Рональда, это вторая по важности роль, так как она помогает детям найти свою цель в жизни. Чтобы направить их в верном направлении, родители задают детям важные вопросы и сами отвечают на вопросы малышей, никогда не недооценивая их способность уловить смысл разговора. Когда ребенок задает родителю неоднозначные вопросы — должен проснуться философ, который тщательно продумает итоговую реплику. Иногда на это может уходить несколько дней.
Одна из вещей, которая отличает очень успешных людей, — это то, что у них есть цель и свобода выбора. Философ помогает ребенку обрести чувство цели, чтобы установить моральный компас и получить ответы на важные жизненные вопросы, которые помогают направлять детей и удерживать их на верном пути.
— говорит Фергюсон.
6. Ролевая модель
Родители, которые осознают свою важность в качестве ролевой модели, четко понимают, какие ценности важны в жизни, и упорно работают над тем, чтобы привить эти ценности своим детям. Малыши в свою очередь начинают подражать авторитетным взрослым. Главные вещи, которые необходимо запомнить, чтобы быть хорошей ролевой моделью:
- моделируй свое поведение в присутствии ребенка;
- обсуждай с ним тех, на кого он хочет равняться;
- влияй на ребенка, а не принуждай его к чему-то.
Ролевой моделью могут выступать не только родители, но и дальние родственники, бабушка с дедушкой, учителя, друзья семьи. В таком случае важно поддерживать интерес ребенка, а не ревновать его к тому, кого он выбрал в качестве авторитета.
7. Переговорщик
Эта роль учит ребенка уважительно отстаивать свои границы и то, во что он верит, — особенно перед теми, кто наделен властью. Это помогает малышу развивать самозащиту и принимать решения. Переговорщики поощряют независимость, но при этом задают четкие ориентиры.
Так, родители могут научить своих детей бросать вызов авторитету, сочувствовать людям исходя из их настроения, идти на компромиссы. Для этого можно тренировать переговоры дома. Например, взрослые устанавливают некоторые правила и учат детей обсуждать эти правила. Таким образом, ребенок будет слушать мнения других и уметь отстаивать свою точку зрения.
8. GPS-навигатор
Суть этой роли в том, чтобы давать детям мудрые родительские советы, способные направить их в нужном направлении. Умение быть навигатором нередко передается из поколения в поколение: запомнив такой подход в детстве, человек будет вести себя так же, когда сам станет родителем.
Родители-навигаторы поощряют мышление своего ребенка, его успех. Они стараются хвалить немного меньше, но больше поощрять за проделанную работу. Взрослые подчеркивают ключевые моменты, которые действуют как навигационный голос в голове и могут использоваться ребенком на протяжении всей жизни в качестве ориентира в сложные моменты.
Рональд Фергюсон говорит, что самое важное в работе родителей — решимость быть хорошими наставниками. Такую мотивацию он называет ожогом, который часто исходит от поведения их предков:
Возможно, что-то могло пойти не так в их собственном детстве — то, что они не хотят для своих детей. Это может быть семейное наследие в какой-то области, которое заставляло их передать его своим потомкам. Или некое семейное обязательство семьи, которое их родители ставили в абсолют. Однако у всех родителей есть видение того, какими бы они хотели видеть своих детей. Это видение, наряду с ожогом, направляет их и вдохновляет на качественное воспитание.
Фергюсон и Робертсон заключают, что какой бы ни была ваша цель, следует хорошо играть все восемь ролей. Вместе они дадут шанс ребенку на успех.