Кажется, что мир сошел с ума: боишься лишний раз заплести косы, надеть одежду, напоминающую кимоно, с содроганием смотришь на айдолов, которых готовы буквально разорвать за присвоение айдентики темнокожих. Однако следует понимать: не все прихоти звезд — апроприация. То же самое относится и к твоему образу: использование некоторых аксессуаров может выглядеть как насмешка, однако не стоит совсем отказываться от предпочтительных деталей в одежде. Рассказываем, как носить то, что по душе, не обижая других.
Помни о том, что за каждой вещью стоит целая история
Даже если ты в самом деле не желаешь насмехаться над представителями других рас, помни, что одного лишь оправдания в духе «Я оделась так потому, что хочу почтить определенную культуру» недостаточно. Исследователь расизма в индийском сообществе и автор книги The Butterfly Room Саурав Датт отметил в беседе с Insider, что зачастую люди действительно не желают оскорбить другие этносы своими действиями, однако невежество порождает немало проблем.
В подобной ситуации оказалась Адель — певицу подвергли остракизму за ношение ямайского карнавального костюма. Казалось бы, женщина выбрала одежду согласно событию — в Ноттинг-Хилле проводились карибские гуляния, однако поводом едкой критики стал даже не образ, а узлы банту на голове — традиционная южноафриканская прическа.
Дело в том, что подобные способы укладки — явление, напоминающее темнокожим о притеснениях. Изначально рабы, перевозимые в США в XIX веке, заплетали волосы в дреды, брейды, делали узлы. Во-первых, за такими прическами было проще ухаживать. Во-вторых, они не мешали при выполнении тяжелой работы. Наконец, они позволяли ощутить связь с родными местами.
Позже, уже в XX веке, темнокожим женщинам приходилось выпрямлять волосы или стричь их едва ли не под ноль, окрашивать их в светлые тона, используя агрессивные составы, носить парики с гладкими локонами: так они могли сойти за «своих» и интегрироваться в общество. До сих пор они вынуждены поступать таким образом: они тратят много времени, сил и средств на то, чтобы соответствовать привилегированным белым, в то время как тех, в свою очередь, могут похвалить за ношение неординарных брейдов.
Мы сталкиваемся с тем, что если условная Зендая появляется на ковровой дорожке с косами, — ее критикуют. Стоит сделать то же самое какой-нибудь Кендалл Дженнер — ей рукоплещут.— отмечает эксперт по вопросам разнообразия и инклюзивности Байо Аделаджа.
Игнорируя контекст аксессуара, ты рискуешь превратить элемент костюма в очередной тренд и обесценить его. Перед тем, как, например, заплести те же дреды, подумай, действительно ли ты понимаешь, что они означают для определенной нации, и может ли прическа оскорбить окружающих. Обращай внимание на национальный контекст: в России темнокожих притесняли не так сильно, как в Америке, и потому кажется, что и проблем никаких нет, однако они могут возникнуть, надень ты без повода, скажем, традиционное платье представительниц кавказских народов.
Иными словами, люди должны знать, уважают ли они культуру или занимаются интеллектуальным грабежом. Нужно спрашивать себя: «Понимаю ли я истинное значение той вещи, которую хочу надеть?».
— отмечает управляющая PR-агентством NRPR Натали Рита.
Знай о том, что игра на стереотипах оскорбляет в любом случае
Согласись, слишком частое упоминание иностранцами того, что русские — это обязательно про водку, гуляющих медведей, матрешек и балалайки, раздражает. Обозревательница Quartz Дженни Авинс писала, что, хотя в глобализации, в общем, нет ничего плохого, игра на оскорбительных стереотипах, связанных с той или иной страной, нагнетает обстановку.
Тот же блэкфейс никогда не уместен. Это слишком очевидно, однако стоит напомнить то, что и так понятно: никогда не одевайтесь, как сплошной этнический штамп. Чужая раса и культура никогда не должны быть предметом насмешки или коммерциализации.
— пишет Авинс.
Неудачный пример сочетания современных веяний и традиций — дефиле Карли Клосс в замшевом бикини с бахромой и в индейском головном уборе для Victoria’s Secret: создатели шоу мало того, что использовали до боли стереотипный образ, так еще и сексуализировали его. Следует отметить, что стилисты позволили себе использование священных аксессуаров: подобные шляпы имели право носить лишь некоторые члены племени, проявившие себя в битвах, так что, его использование в современности подобно ношению дедушкиных орденов за боевые заслуги.
По этой же причине не стоит носить одежду и аксессуары, если не уважаешь тех, кто использует их. Вспомним критику, направленную в адрес Ким Кардашьян в 2017 году — тогда селебрити буквально не расставалась с брейдами. Женщина отмечала, что тем самым хочет напомнить окружающим об актрисе Бо Дерек, сыгравшей в ленте 1979 года «10». Однако Байо Аделаджа увидела в ее словах попытку оскорбления темнокожих. Создавалось ощущение, будто до персонажа, отыгранного Дерек, никто и никогда не носил подобные прически. Специалист по вопросам расизма также отметила, что на самом деле Ким давно извлекала выгоду из культуры американцев и совершенно не заботилась о чувствах этнических меньшинств.
Поддерживай этносы не на словах, а на действиях
Во время ежегодного бала в Метрополитен-музее в 2015 году, посвященного китайским традициям, критики готовились к разгрому многих звезд: они запросто могли апроприировать иную культуру или случайно оскорбить людей своими нарядами. Однако та же Рианна нашла изящный выход из ситуации: да, певица надела гобеленовое платье желтого оттенка, хотя такой могли носить только представители древних императорских домов, и вдобавок украсила голову диадемой в виде дракона. Однако таким образом она поддержала пекинского модельера Гуо Пея: его наряд и представила женщина. Она могла надеть аналогичный наряд, созданный Томом Фордом в 2004 году, но отдала дань почтения тем, о ком и шла речь на балу — китайским деятелям моды.
Здорово, что ты хочешь поддержать представителей других народностей при помощи эстетики, однако будет еще лучше, если ты объединишься с местными брендами. Если хочешь использовать необычные детали в образе и тем самым восхвалять другие расы, попробуй приобретать одежду и аксессуары у нишевых производителей, которые ратуют не за коммерциализацию, а за поддержку давних традиций. Ты сможешь поддержать их начинание не только финансами, но и при помощи сарафанного радио, рассказав друзьям и знакомым, где взяла необычную заколку или кофту.
Взаимодействуй с ними не только на уровне эстетики
Зачастую мы можем не подозревать о проблемах определенных этносов, но при этом восхищаться их образами жизни, поведением, стилистикой. Так, в 2015 году Майли Сайрус раскритиковала комментарии Ники Минаж о том, что темнокожей знаменитости не дали премию MTV Video Music Awards из-за расы. Оскорбленная певица ответила таким образом:
Да ладно, не бывает всего хорошего без всего плохого! Если хотите наслаждаться нашей культурой, танцевать с нами, вместе радоваться и веселиться, читать рэп, тверкать, знайте о том, что нас беспокоит, тревожит, заставляет ощущать несправедливость мира.
Кстати, то же самое отчасти можно отнести к романтизации Южной Кореи: зачастую люди восторгаются эстетикой этой страны, возможно, даже мечтают переехать поближе к айдолам и агентствам по продвижению начинающих исполнителей, думают, что тут-то, в отличие от родного города, всегда тепло и солнечно. Однако они могут забывать, что это — не утопическое государство, а еще одно место, где люди все так же подвергаются дискриминациям, где есть четкое деление на богатых и бедных, где знаменитости попросту не выдерживают оказываемого на них давления.
Желаешь стать ближе к определенной культуре — будь готова узнать о болях и переживаниях ее носителей. Общайся с представителями интересного тебе этноса, если есть такая возможность, узнавай новое об определенных городах и странах. Помни, что в мультикультурности нет ничего плохого, однако слепо копируя обертку и игнорируя содержимое, мы рискуем уничтожить коллективную память.