Культура

Что не так с шоу «Холостяк» и почему подобным проектам нет места на современном телевидении

0
Скоро на одном из российских телеканалов стартует очередной сезон реалити-шоу «Холостяк». Впервые за долгое время главным героем выбрали не медийную, хоть и известную в шоу-бизнесе персону – стоматолога Антона Криворотова. Впрочем, это вряд ли поможет сделать проект более искренним и менее токсичным. Разбираемся, в чем отличие между нашим «Холостяком» и зарубежным и что не так с шоу подобного формата.

Неестественный отбор

Родина шоу «Холостяк» — Америка. Идею телеканалу ABC подал телеведущий Крис Харрисон, а воплотили продюсер Эдвин Фордуо и режиссер Кваме Аттакорой. Первый сезон вышел в марте 2002 года, а на сегодняшний день у американского «Холостяка» уже 24 сезона.

В центре шоу с самого начала был холостяк, воплощающий образ идеального мужчины: состоятельный, привлекательный, галантный. За его внимание конкурируют несколько десятков девушек. С ними он отправляется на свидания, в ходе которых конкретизирует свою симпатию и постепенно выгоняет участниц с проекта, чтобы в финале оставить лишь одну.

Шоу быстро обрело всемирную популярность благодаря невероятно романтичным свиданиям. Позже появилась «Холостячка», где центральным персонажем уже была женщина. Спустя десятилетие после запуска в Америке начали делать спин-оффы. Реалити «Холостяк в раю», «После рая» уже скорее походили на «Дом 2», чем на привычный холостяцкий формат.

Свои версии «Холостяка» вышли во многих странах: Канаде, Индии, Германии, Австралии, Новой Зеландии, России. И хотя формат остается одним – обозначение симпатии через вручение розы, красивые свидания, борьба за сердце героя или героини, – в каждой стране у шоу есть своя специфика. Австралийский холостяк покажется нашему зрителю слишком откровенным, азиатский, напротив, очень сдержанным, целомудренным и даже в чем-то наивным.

За почти 20 лет существования шоу менялось: начало демонстрировать больше людей с разными типами внешности, стало более разнообразным в расовом отношении и включило изображение однополых отношений. В 2018 году вьетнамская версия проекта сделала весьма неожиданный для шоу поворот: участница призналась холостяку в своей гомосексуальности и чувствах к одной из конкуренток. В итоге девушки вместе покинули проект. А в прошлом году на американском проекте «Холостяк в раю» обручились две участницы, причем одной из них для этого пришлось расстаться с парнем.

Что касается главной цели проекта – поиска любви, — здесь «Холостяк» не назовешь удачным. Американское шоу только дважды привело к серьезным отношениям, в других странах статистика тоже не особо впечатляющая.

«Холостяк» в России

В России шоу выходит с 2013 года. В первых двух сезонах главными героями были хоть и довольно успешные, но не особо медийные: футболист Евгений Левченко и предприниматель Максим Чернявский. Третий сезон возглавил Тимур Батрутдинов, и с этого момента холостяками в шоу были только популярные звезды: Алексей Воробьев, Егор Крид, Ольга Бузова.

В прошлом году российский «Холостяк» вышел в необычном для себя формате: любовь искали сразу две персоны — Ольга Бузова и Тимур Батрутдинов. Сезон получился коротким, скомканным и не завершился выбором пары ни для одного из участников.

Что не так с шоу «Холостяк»

Проект хоть и обрел успех, но с самого первого сезона подвергался критике. Во всех странах находились те, кто считает подобные форматы унизительными для женщин. Вот основные качества, за которые шоу «Холостяк» критикуют во всем мире.

Эйджизм
Подавляющее большинство участников шоу – молодые девушки и парни. Несмотря на огромное количество сезонов и продолжений, «Холостяк» фактически игнорирует людей возраста 40+.

Отсутствие разнообразия
Американский «Холостяк» хоть немного начал привлекать людей с неконвенциональной внешностью, но российский пока даже не близок к этому. Все участницы шоу почти на одно лицо: стройные, молодые девушки с лицами и фигурами, соответствующими стереотипным представлениям о красоте.

Множество гендерных стереотипов
В момент зарождения шоу в 2002 году концепция, где влиятельный мужчина выбирает себе спутницу из толпы молоденьких красоток вполне соответствовала реалиям и идеалам общества того времени. Но за 20 лет многое изменилось, а формат в большинстве случаев остался прежним. Особенно это касается российского «Холостяка», который собирает всевозможные патриархальные стереотипы: девушек часто тестируют на «хозяйственность», способность прогнуться и держаться за сильным мужчиной. Для холостяка ходить на свидание с разными женщинами и периодически целоваться с каждой из них – норма и необходимость, а вот «холостячка» Ольга Бузова ничего, кроме скромных объятий и рукопожатий, позволить себе не могла.

Вынужденная близость
Формат, в котором девушки сначала идут к анонимному холостяку, а потом весь сезон изображают симпатию и влюбленность к нему, изначально выглядит сомнительно. Концепция шоу хоть и предоставляет участницам возможность уйти в любой момент, по факту вынуждает их как можно скорее сблизиться с холостяком и признаться в чувствах к нему. Из-за этого отношения между героями в основном выглядят очень картонными, а шоу превращается в гонку «кто быстрее поцелуется или переспит с холостяком». Участники американского реалити не раз признавались, что многие их действия и эмоции были продиктованы продюсерами.

Чрезмерная коммерционализация
Если первые пару сезонов российского реалити и возникала иллюзия хоть какой-то искренности, сейчас участники проекта уже не скрывают своих корыстных целей. Холостяками становятся медийные персонажи, которые приносят шоу рейтинг, а себе — дополнительную популярность. Абсолютное большинство участниц идут в «Холостяк» за подписчиками в своем инстаграме и продвижении собственной персоны. Самый яркий пример такой истории – Дарья Клюкина. Она побывала на двух «Холостяках», собрала миллионы подписчиков, построила карьеру модели, вышла замуж за топ-менеджера «Газпром-медиа», а с недавних пор запела.

Читать по теме:Образ жизниЧто не так со стендапом в России