Особая среда
Субкультура — это частный случай по отношению к одной большой «культуре», иначе говоря, то, что является в поле зрения определенного социального слоя. Создается она, как правило, молодыми людьми 16-24 лет как реакция на происходящие в мире изменения. Впервые об этом явлении заговорили в середине 20 века: после Второй мировой войны западная цивилизация старалась как можно быстрее прийти к новому уровню благополучия — со временем это позволило подросткам социализироваться перед вступлением во взрослую жизнь чуть дольше обычного.
Юноши и девушки, которые могли позволить себе отделяться от других — любым способом, будь то музыкальные вкусы или стиль одежды — стали формировать собственные сообщества. Дальше неформальные молодежные группы были напрямую связаны с контркультурой, выступающей против традиционных устоев общества.
Фольклорист Дмитрий Громов говорит, что для любой субкультуры свойственно наличие особых, характерных только для нее черт: общие вкусы в одежде, музыкальные предпочтения, политические взгляды, кумиры для подражания, наличие особого жаргона, совместная деятельность. Такое разделение, по его мнению, нужно самим подросткам — определять, где «свой», а где «чужой». Кроме того, Громов утверждает, что без наличия определенного процента объединяющих особенностей субкультура распадется довольно быстро.
Быть, а не казаться
На эту тему обитатели форума создавали демотиваторы, подыскивали девушек, подходящих под критерии. Дальше несколько популярных в интернет-сообществе блогеров выпустили видео, где предстали в образе «винишко-тян». Ключевым моментом, по мнению Громова, стало вмешательство СМИ — канал «Россия-24» выпустил сюжет о субкультуре, заявив на всю страну, что такая существует. На деле самих девушек, считающих себя «винишками», не было — подобное уже происходило в 2010-х годах при обсуждении «ванилек» — представительницы движения не относили себя к таковым, хотя интернет-пользователи пытались обозначить для них определенные стандарты поведения. Через некоторое время о них забыли.
Хотя пример с «винишко-тян» отражает формирование субкультуры чиновниками и журналистами, все идет к тому, что группы нужны для создания социальной паники. Кто-то указал на тенденцию, другой подхватил, третий добавил к образу своих наблюдений — движение готово, а истинные «последователи» могут о нем и не догадываться. Возможно, тебе покажется, что в хаотичном мире, где тренды создаются из ничего, не осталось места для подростковых движений — это не так. Мы расскажем тебе о нескольких, чтобы ты сама смогла в этом убедиться.
Арми: квинтэссенция перфекционизма
До развития интернета западный потребитель и не знал о южнокорейской культуре, в то время как сейчас любой уважающий себя подросток называет себя арми — фанатом BTS, смотрит дорамы, старается танцевать и одеваться так, как его айдол.
Забавно, но именно поклонники Халлю — корейской волны — переняли на себя больше всего черт, присущих традиционным субкультурам. У каждого исполнителя есть своя уникальная аудитория из миллионов человек по всему миру — те, в свою очередь, следят за любым движением любимца. Фандомы — сообщества поклонников — одновременно схожи с игроками в зарницу и с последователями культа: у каждого своя речевка, эмблема, характерные действия. Именно всемирная сеть позволила фанатам по всему миру собрать самую традиционную в плане взаимодействий субкультуру.
Хэлс-готы: спорт как новый черный
Экоактивисты: с любовью к природе
Последние несколько лет мир как никогда озабочен проблемой экологии, но при этом подростки, которые пытаются хоть сколько-нибудь повлиять на ситуацию, все еще считаются представителями контркультуры. С другой стороны, подобная сегрегация дает парням и девушкам простор для общения с теми, у кого похожие ценности.
Люди, живущие в режиме zero waste, давно устраивают свопы, говорят об интересующих их вещах — сохранении лесов, снижении уровня токсинов и газов в мире, собирают вечеринки. Иногда не понимаешь, где просто встреча знакомых, а где самостоятельное движение, выступающее за спасение мира, — только за этот год школьники из 50 стран провели более чем 2000 митингов в рамках Fridays for Future — акции, придуманной Гретой Тунберг, для того чтобы обратить внимание взрослых на реальные проблемы.
Опять же — не будь интернета и не реагируй СМИ так быстро — подростки не вдохновились бы и не основали движения. Без определенных черт, характерных только для них — предпочтений в одежде и привычек — сложно было бы назвать молодежь, сражающуюся за благополучие планеты, субкультурой. Это и она тоже, не спорим: в то же время юные экоактивисты — это нечто большее.
Получается, основные черты субкультур остались у всех ее представителей — преданность одному образу жизни, схожие предпочтения, определенный стиль. При этом развитие глобальной сети привело к тотальному размытию границ, причем касается это и возрастных, и ментальных различий. Если в конце 20 века подросток, по сути, должен был несколько лет «переболеть» увлеченностью определенным образом, то теперь это оказалось ни к чему: каждый день любой из нас может примерять на себя новые взгляды, узнавать факты о уже существующих группировках или только формирующихся.
Самое главное — возможность скорой коммуникации привела к тому, что человек, позиционирующий себя, скажем, как фанат рока, может слушать и другие жанры, ходить на мероприятия, которые не предполагают его участия. Панк-эстетика просачивается на подиумы и господствует в коллекциях Александра Маккуина и Вивьен Вествуд, готы давно не ассоциируются с вальяжно-декадентскими посиделками на кладбище. Старый взгляд на субкультуры умер — и породил новое видение.
Читать по теме: Почему молодежь не хочет ни учиться, ни работать