Культура

История тренда: как мир вспомнил о пэчворке — технике лоскутного шитья

0
До недавнего времени пэчворк был незаслуженно забыт. Однако сейчас вещи, сделанные в подобной технике, продает любой уважающий себя ретейлер из масс-маркета. Разберемся, как люди стали сшивать лоскуты, почему пэчворк оказался забыт и что возродило его сейчас.

Как появился пэчворк

Швеи создавали вещи из разных отрезов ткани еще в Китае и Древнем Египте. Так, в Египетском музее до сих пор хранится лоскутное одеяло, сшитое в 9 веке до Нашей эры.

Позже пэчворк появился в Англии 17 века, оттуда технику забрали первые переселенцы, которые отправились в Северную Америку. Там женщины и мужчины собирались по вечерам, чтобы вместе сшить еще одно стеганое одеяло с замысловатыми узорами — им члены семьи укрывались в стужу.

В России пэчворк тоже нашел свое место. Люди практически во все времена бережно относились к остаткам ткани и старались не выбрасывать их, а давать им новую жизнь. Так появлялись коврики, яркие заплатки для одежды и даже свадебные одеяла с особыми узорами из разных материй.

Почему о нем резко забыли

Хотя в пэчворке есть десятки вариаций, с помощью которых можно создать необычные узоры, он остается способом экономить. Как отмечает редактор данных глобальной шопинг-платформы LYST Морган Ле Кэр, к практике чаще всего прибегали во время войн. Так хозяйки продлевали срок жизни вещей, шили нечто яркое самостоятельно, когда не хватало средств на покупки.

Лоскутное шитье стало напрямую ассоциироваться с рабочим классом, поэтому о нем не то что бы перестали говорить. Скорее, пэчворк был слишком естественной частью жизни простых людей, чтобы заострять на нем внимание.

Как пэчворк стал больше, чем домашним хобби

Это случилось благодаря платью Mondrian от Ива Сен-Лорана. В 1965-м дизайнер представил одежду, сшитую из разноцветных кусков трикотажной ткани. Успех был настолько ошеломительным, что до сих пор на рынке появляются подделки этого наряда.

Параллельно с Сен-Лораном к пэчворку тяготели хиппи. Пока весь мир восхвалял потребление и выбрасывал надоевшие костюмы, последователи субкультуры говорили о том, что любое действие человека имеет последствие, в том числе и вещизм. Они шили богемные пледы и юбки либо покупали их у знакомых швей.

Образ хиппи стал культовым. Он до сих пор ассоциируется с творческой натурой, наивностью, близостью к природе — этого и не хватает современному человеку.

Читать по теме:КультураReduce, Reuse, Recycle: 6 экологических уроков с прошедших Недель моды

Как пэчворк повлиял на других дизайнеров

Поначалу модельеры использовали колор-блок, близкий к пэчворку. Яркие сочетания можно было встретить у Ambush, Anna Sui, Dolce & Gabbana, Givenchy, Gucci и даже Alexander McQueen.

Некоторые дизайнеры внедряли в свои коллекции классический пэчворк. Vetements показали в осенней коллекции 2020 года платье из шарфов, Marni продемонстрировали наряды, где различные ткани соседствовали с металлическими вставками.

Chloé и вовсе погружает зрителя в мир фантазии, где господствует устойчивость. Так, во время осенней коллекции 2021 года бренд представил кожаное пальто из разноцветных лоскутов в виде чешуи, стеганые пуховики, похожие на домашние одеяла, и сумки, связанные из разноцветной пряжи.

Работы в стиле пэчворк представляли и Miu Miu, и JW Anderson — их яркий кардиган носил Гарри Стайлс, благодаря которому позиции тренда закрепились окончательно.

Почему же именно лоскутное шитье завладело умами любителей моды и хайпбистов? Вот лишь несколько причин.

Дизайнеры ностальгируют

Если Мондриан вдохновлялся работами немецких абстракционистов, то современные дизайнеры желали срифмовать свои работы с поделками их близких. Дизайнер Джессика Огден, участвовавшая в Лондонской неделе моды с 1996 по 2006 годы, утверждает, что это стремление живет и в сердцах тех, кто следует трендам. Она говорит об этом на своем примере — ее мама часто шила из лоскутов.

Я помню работы моей мамы. Затем, сотрудничая с Oxfam, сама создала лоскутное одеяло из трикотажа, и оно появилось в i-D и, видимо, подобный стиль прижился в Великобритании.

Бренды хотят спасти мир

Молодые дизайнеры вроде Кары Хазен — калифорнийской художницы бразильского происхождения — чувствуют свою ответственность перед миром. Для них пэчворк — не просто очередной тренд, а способ напомнить миру, что мы все можем жить более устойчиво и экологично.

Индустрия моды производит невероятное количество отходов, и это не может продолжаться вечно. На этом фоне появляются производители slow fashion и экологически безопасных товаров — и это только начало. Тема устойчивой моды пронизана множеством нюансов, и на данный момент ее поддерживают не все. Однако со временем многие люди оказываются перед такими вариантами: оставить все, как есть, или поддержать художника, а с ним изменения и устойчивую моду. Думаю, тут выбор очевиден.

Пример Хазен достоин уважения. В стремлении сделать планету лучше она изучила ремесло пэчворка, к которому тяготела ее бабушка, совмещала пошив коллекций с воспитанием ребенка в одиночку — и это все на фоне пандемии. Точно так же, как и Кара, молодые дизайнеры в крупных городах мира продвигают экологичные коллекции.

Крупные модные дома с радостью поступают так же. Chloé под руководством Габриэлы Херст снизили воздействие на окружающую среду на 400 %, создавая новую коллекцию. Это в сравнении с показом предыдущей осени. Такого эффекта бренд достиг благодаря повторному использованию материалов и переходу на нехимические методики окрашивания тканей. Так, художник Питер Майлз создал мраморные принты на блузах и платьях, используя скорлупу яиц и морские водоросли. А новая сумка Edith появилась благодаря перепрофилированию старых экземпляров.

Люди хотят творить

Это желание особенно остро проявляется за рубежом — там до сих пор сохраняется более строгий режим самоизоляции, чем в России. Огден, говоря о британских друзьях, отмечает, что многие ее знакомые хотят выделиться в толпе сильнее прежнего — оттого они и прибегают к лоскутам и колор-блокам.

В пэчворке нет ничего нового, с ним жили наши бабушки и дедушки. Сейчас круг просто замкнулся. Пандемия привела к тому, что мы хотим проявлять изобретательность. По мне, здорово наблюдать за тем, как молодые дизайнеры прибегают к хорошо забытому старому. Так они стимулируют крупные компании, а те меняют общественное сознание.

Вывод напрашивается сам собой: пэчворк этим летом станет новой классикой, и на становление тренда повлияло каждое решение деятелей фэшн-индустрии и знаменитостей. От кардигана Стайлса до сокращения выбросов — все привело к тому, что мода стала чуть более устойчивой.