Культура

История трендов: как кроксы попали с дачных участков на красную дорожку

18991
0
За 19 лет существования бренд Crocs пришел к тому, что его обувь покупают не только для того, чтобы съездить на природу и отдохнуть у реки. «Уродливые» сабо из пены выбирают для встречи с коллегами, похода в магазин, даже дефиле на красной дорожке. Они же порой становятся объектами скандалов. Разбираемся, как кроксы стали обувью не только для огородников.

Как мир узнал о кроксах

Они задумывались как обувь для яхтсменов. Сабо из вспененной синтетической смолы Croslite не скользили и не пропускали воду — то, что нужно для путешествия по морю. Основатели компании Скотт Симанс, Линдон Хансон и Джордж Бёдекер восхитились прочной и безопасной обувью. Так, они решили производить сабо из особого материала для широкого круга покупателей.

Потом запатентовали облик кроксов — до 2017 года обувь из крослайта с уникальной перфорацией и «срезанной» пяткой производили только Crocs, однако потом Ведомство по патентам и товарным знакам отказалось продлевать исключительные права на дизайн. Это привело к тому, что резиновые и пеновые сабо стали выпускать все, кому не лень. При этом даже подделки все равно ассоциируются с той самой обувью от Crocs.

Поначалу компания рекламировала кроксы как удобные и мягкие лодочные туфли, которые не натирают и не впитывают запахи. Со временем их оценили не только яхтсмены, но и повара, медработники, горничные — словом, все, кто должен всегда быть на ногах.

Как кроксы стали чем-то большим, чем туфли медсестры

Началось все еще в 2005 году. Домохозяйка Шери Шмельцер изобрела джибитсы — украшения для отверстий в кроксах. Год спустя Crocs выкупили разработку за 10 млн долларов. Людям пришлась по душе затея украшать изначально «уродливую» обувь.

Потом для Crocs настали не самые счастливые времена: после 2011 года акции компании стремительно падали, а в 2017-м ей и вовсе пришлось закрыть последний завод. В то время в трендах была элегантность, и не все люди хотели оценивать удобство дачной обуви, да еще и за немалые деньги.

Однако чуть позже кроксы внезапно стали всеобщими любимцами. За это стоит благодарить Кристофера Кейна и Демну Гвасалию. Первый дизайнер использовал обувь от Crocs на весенне-летнем показе 2017 года. Второй адаптировал их под фирменный стиль Balenciaga — а именно дополнил пеновые сабо высокой платформой и джиббитсами от бренда.

За ними интерес к кроксам возродил бренд Alife из Нью-Йорка. Он предложил украшать обувь трехмерными джиббитсами в виде культовых построек — Бруклинского моста, Эмпайр-стейт-билдинг, статуи Свободы. Так, садовая обувь стала не только удобной, но еще и стильной.

Что происходит с кроксами сейчас

Любовь к домашней одежде, возникшая на фоне пандемии, заставила людей любить сабо еще больше. Они кажутся уродливыми только поначалу. Однако затем пользователи находят их удобными, дышащими, яркими — эти качества обуви помогали самоизолировавшимся бороться с хандрой.

Как отмечали исследователи шоппинг-платформы LYST, число поисковых запросов, связанных с кроксами, неуклонно росло в марте 2020 года. К лету оно увеличилось на 71 %. Это не удивительно: люди, которые когда-то откровенно презирали «уродливую» обувь, поняли, в чем ее преимущество.

Так, нью-орлеанская писательница Келли Макклюр утверждает в беседе с Elle, что кроксы стали отличной заменой порвавшимся тапочкам. Основательница портлендского книжного клуба Portland’s Prose Before Bros Нанеа Вудс говорит о том, что они универсальны — их с равным успехом можно носить и дома, и при встрече с друзьями в баре. Старшая хранительница Музея обуви Бата в Торонто Элизабет Семмельхак и вовсе объясняет, что популярность кроксов связана не столько с внешним видом, сколько с разрушением стереотипов.

Чем дольше мы остаемся дома, тем чаще ходим в нерабочей одежде. И тем меньше вероятность, что мы снова наденем узкие штаны и высокие каблуки.

Кроме того, мы живем в эпоху невероятных политических и культурных изменений. На их фоне было бы логично, если бы новое поколение захотело носить такую обувь, которая слабо ассоциируется с определенным гендером.

Иногда кроксы становились объектами скандала. Известно, что бренд давно сотрудничает со знаменитостями и создает с ними коллаборации. Одной из таких является коллекция, созданная при участии Джастина Бибера.

На днях он отправил обувь Виктории Бэкхем — вероятно, певец хотел таким образом увеличить продажи товара. Инфлюенсер и дизайнер тут же выставила подарок в сторис, сказав, что скорее умрет, чем наденет нечто подобное.

Многие спрашивают меня, что я планирую носить после локдауна. Что думаете о предложении Джастина Бибера?

Это очень любезно с его стороны — прислать мне обувь от Crocs. Я никогда их не носила, и они меня рассмешили.

Вы же не думаете, что я правда их надену? Я скорее умру, чем сделаю это, но все равно спасибо Джастину!


— писала Бэкхем в «Инстаграме».

Икона стиля преданна только изящному классическому стилю и не приемлет то, что выбивается из него. Или, быть может, она не в курсе, что мир сходит с ума по кроксам, ведь сейчас они появляются не только на подиуме брендов, известных своей любовью к вычурному. Благодаря Амиру Томпсону, известному как Questlove, сабо появились на красной дорожке «Оскара». Музыкант дополнил брючный костюм золотой парой обуви.

Читать по теме:СтильИстория тренда: почему биркенштоки завоевали мир