Образ жизни

Как живая: нужны ли нам голограммы умерших звезд

4
Уитни Хьюстон устроила тур по Великобритании: 25 февраля певица дала концерт в Шефилде, исполнив культовые хиты. Все бы ничего, только она умерла в 2012 году. Вместо нее на сцене зрители видят голограмму.

Подобный опыт проводили раньше, но уже с другими исполнителями — даже в России прибегали к показу проекции человека. Рассказываем, почему подобная мера как минимум неэтична и как вообще появились музыкальные голограммы.

Они появились раньше, чем ты думаешь

Цифровые проекции мелькали на сцене или подиуме давно. В 2006 году цифровая версия Кейт Мосс выступала на шоу Александра Маккуина, через пару лет Фрэнк Синатра «спел» с Алишей Киз, в 2009-м Элвис Пресли на шоу American Idol «выступил» с Селин Дион.

Стараниями дизайнеров не только оживляли умерших звезд, но и создавали инфлюэнсеров нового поколения. 22 августа 2009 года виртуальная исполнительница Мику Хацунэ впервые спела «вживую» в Токио в рамках фестиваля Animelo Summer Live 2009. Механика была далека от техники, с которой возвращали к жизни знаменитостей: изображение певицы передавалось на широкий белый экран, в то время как остальные участники группы были вынуждены играть под основной сценой. Позже проблему устранили, и голограмма девушки, которая оставалась на полупрозрачном экране, выступала вместе с музыкантами.

Технологию доработали, создав видимость объема: если в 2012 году на Coachella выступала проекция Тупака Шакура, то впоследствии компаниям Hologram USA и Pulse Evolution удалось сделать полноценные голограммы Майкла Джексона, Рональда Рейгана, Мэрайи Кэри. В 2018 году BASE Hologram и вовсе дала зрителям возможность посетить концерт оперной исполнительницы Марии Каллас, умершей 43 года назад.

С одной стороны, подобные технологии позволяют зрителям вновь увидеть кумира и понять, как тот вел себя на сцене. Журналист Daily Mail Дженнифер Рубин посетила концерт Хьюстон в Шефилде, отметив, что порой голограмма достоверно передавала образ певицы.

Во время номера Higher Love «Уитни» семенила по сцене, словно гейша, постукивала по микрофону пальцами, как это делала настоящая Уитни. У нее даже был платок, чтобы вытереть пот.

— пишет она.

С другой, многие критики отмечают, что технология не возрождает кумиров, а выкапывает из могил и танцует на их костях.
Читать по теме:Культура5 виртуальных моделей, которые успешнее реальных

Технология упрощает организацию, но игнорирует здравый смысл

Для начала оговоримся, что использовать голограммы выгодно самим же правообладателям. Хотя сама технология не из дешевых, она защищает от издержек: болезни или смерти знаменитости, внезапного нервного срыва или передозировки психотропными.

Вы получаете симулякр артиста, поющего новые хиты, выступающего в качестве бэк-вокалиста или исполнителя речитатива на записях других людей, либо появляющегося в фильмах. Все, что вам остается, — раздобыть для звукозаписи программное обеспечение, которое поможет достоверно сгенерировать голос.

— отмечает музыкальный журналист Саймон Рейнольдс.

Однако Рейнольдс же призывает не забывать: подобная мера закрепляет рабство человека.

Я бы сравнил подобное положение дел с эксплуатацией. Применительна такая формулировка для случаев, когда звезда при жизни не давала согласие на проведение голо-тура. Это создает почву для недобросовестной конкуренции. Признанные знаменитости доминируют на рынке после смерти и буквально задавливают новых артистов.

— продолжает он.

Голограммы звезд уже критиковались в массовой культуре — шоураннерами сериала «Черное зеркало». В эпизоде из пятого сезона под названием «Рейчел, Джек и Эшли Вторая» зрителю показывается история поп-айдола Эшли О. Она молода и успешна, а куклы под названием Эшли Два, которые обладают личностью певицы, разлетаются из магазинов за считанные часы. На деле Эшли несчастна: ее фактически эксплуатирует тетя, являющаяся менеджером проекта. Со временем девушка отбивается от рук, и алчная родственница вводит ту в искусственную кому, создает голограмму и заставляет проекцию работать. Отчасти сценаристы предсказали годом ранее то, что происходит уже сейчас.

В стремлении заработать на фанатской любви корпорации уйдут от этики и начнут эксплуатировать призраков.

Голливудские звезды давно это поняли и решили защищать свою посмертную неприкосновенность. По данным The Guardian, актер Робин Уильямс заверил у юристов документ, который гарантирует защиту его образа от использования в дальнейшем. В течение 25 лет после гибели Уильямса дизайнерам запрещено вставлять CGI мужчины в условный фильм или создавать голограмму.

Когда я умру, танцуйте на моей могиле, а цветы поливайте тем, что пьёте сами. Делайте что угодно, только не нужно клонировать меня, потому что клон никогда не будет таким, как я.

— говорил он.

Технология все еще пугает

Даже если ненадолго оставить мысли об этичности мероприятия и постараться насладиться шоу, это удастся с трудом. Технологии несовершенны, фактически сейчас мы наблюдаем то, что японский робототехник Масахиро Нори назвал эффектом «зловещей долины». Голограммы, хотя похожи на людей, обладают недоработанной мимикой, несовершенными движениями, что вызывает неприятие зрителей.

С моего места на балконе Уитни слишком похожа на пластиковую куклу. Особенно странным показалось переодевание. Хьюстон исчезала и через несколько мгновений показывалась в новом образе, будто пользовалась транспортером из «Звездного пути».

— подчеркивала Рубин.

Об этом говорили и многочисленные зрители шоу: они жаловались, что звук сильно отставал от видео, что движения голо-музыкантов топорные, что сами по себе проекции пугают.

Однако участники процесса не согласны с претензиями: вот что говорит стилист и костюмер Тимоти Снелл, занимавшийся обликами для голо-Уитни.

То, что я скажу, не для широких масс: вы же смотрите не на Уитни Хьюстон. Вы наблюдаете за новым опытом.

— отмечает он.

Сама по себе технология инновационна: она позволяет встретиться с умершими людьми и застать «вживую» своих кумиров. Стоит вспомнить эксперимент китайских специалистов, который позволил поговорить женщине с дочкой в феврале этого года , погибшей три года назад.

Однако мастера, похоже, не думают об этичной стороне вопроса и о том, каково родственникам осознавать, что они общаются не со своим близким, а лишь с его проекцией. Создатели голограмм не зацикливаются на вопросе, допустимо ли вообще использовать человека против его воли, даже если его не существует.