Образ жизни

Миллениалы изобрели: что нужно знать о цифровом этикете

0
Миллениалы перепродумали этикет: они могут не уступить место, но проспойлерить важный сюжетный твист — это верх невоспитанности. Над ними принято подшучивать и утверждать, что дальше собственного смартфона ничего не видят. Конечно, это не так. Миллениалы уважают людей, выражают признательность и остаются вежливыми, просто делают это иными способами. Расскажем, что из себя представляют современные нормы поведения.

Этикет возник с подачи монархов

Понятие этикета появилось при Людовике XIV: он оставлял на карточках советы для того, как следует вести себя на званом ужине. Само название появилось от слова «этикетка» — это и был листок с указаниями. Правила, описанные королем, были не столько сводом указаний в современном понимании, сколько инструментом для создания комфортной обстановки.

В Россию этикет пришел во время правления Петра I: он хотел, чтобы придворные жили на модный тогда европейский лад, и для этого ввел бальную культуру, обязательную личную гигиену и контроль поведения. Правитель лично посещал ассамблеи — званые мероприятия — и следил, как соблюдаются его заветы.

Со временем этикет дополнялся, некоторые изжившие себя советы устранялись — словом, правила хорошего тона являлись подвижным конструктом, отражавшим реалии своего времени. Если в 19 веке мужчины должны были транслировать неуемный интерес к политике, а женщинам следовало оставаться милыми и при этом способными поддержать беседу, то в 20 веке ценились скромность, равнение на мнение большинства и разговоры на отвлеченные темы.

Он отражает развитие общества

По мере того, как менялись социальные институты, образовывались речевой, деловой, религиозный, светский, спортивный, гендерный и другие уровни, где регламентируется поведение. С развитием интернета и гаджетов возникло новое понятие — цифровой этикет. Если при появлении смартфонов он не выходил за рамки социальных сетей, то сейчас интернет-среда фактически смешалась с оффлайн-миром. Для миллениала телефон является хранилищем заметок, кошельком, книгой, способом увидеться с друзьями из другой страны, поэтому он не выпускает устройство из рук. Не по причине зависимости, а потому, что гаджеты расширяют возможности общения. В итоге получается так, что нормы речевого, делового, светского этикета входят в цифровой и наоборот. Сейчас свода как такового нет, однако есть негласные правила, которые позволяют жить проще, нравиться окружающим и не мешать комфорту другого.

Читать по теме:Культура, НовостиМиллениалы стали отказываться от норм этикета

1. Ты в соцсетях и в жизни — один и тот же человек

Старайся вести себя онлайн так же, как если бы ты вживую общалась с людьми. О человеке сейчас судят не только по доброжелательности и внешней компетентности в реальном мире, но и по манере ведения блога, оставляемым комментариям, подпискам.

2. Следи за контентом

Старайся сама создавать содержимое ленты, либо делай ссылку на авторов. Авторские права и интернет слабо сочетаются между собой, поэтому, называя создателя, ты выражаешь свою признательность и можешь надеяться на то же со стороны других обитателей блогосферы.

Помни о чувствах подписчиков: возможно, вы с бывшим коллегой зафолловили друг друга из вежливости, поэтому вряд ли кому-то из вас будет приятно увидеть у себя в ленте сотни постов по случаю любой осенившей тебя мысли.

Не разжигай у себя на стенке вражду. По данным портала JOB.ru, изучают соцсети соискателей 53% HR-специалистов и на основании представленного контента делают выводы о его адекватности, компетентности и пригодности к службе. К слову, ты можешь перенастроить параметры конфиденциальности, если не хочешь, чтобы условный коллега, добавленный просто так, не увидел сотую фотографию твоей шиншиллы.

3. Не звони, когда можно написать

По данным опроса компании Bankmycell, главная причина, по которой миллениалы избегают звонков, — это лишняя трата времени. Сообщения в этом плане куда удобней: переписываясь, пользователи параллельно могут заниматься делом.

Возьми на вооружение правило пяти гудков: если по их истечению собеседник не отвечает, положи трубку и перезвони позже. А лучше напиши: вероятно, что, когда тебе перезвонят, ты забудешь, зачем вообще хотела поговорить.

4. Не пиши, когда можно позвонить

Некоторые вопросы все же требуют обсуждения в срочном порядке, помни об этом. На случай когда у тебя экстренная ситуация, позвони один раз вместо того, чтобы ждать сообщения, пока стиральная машинка методично заливает соседей.

5. Не проигнорь

В 2018 году появилось новое понятие — blue ticking. Оно характерно для WhatsApp, когда человек прочитывает сообщение и не отвечает на него. В приложении открытое и увиденное письмо отражено двумя синими галочками.

Блютикинг отчасти отсылает нас к гостингу — он так же обиден. Старайся оповещать собеседника о том, что не имеешь возможности ответить ему, если есть такая возможность.

6. Не проспойлери

Один человек посмотрел раньше всех интервью с персоной, которая интересна компании друзей, и рассказал самые увлекательные моменты. С тех пор его убирают в ЧС каждый раз, когда выходит что-то достойное, а, завидев в реальной жизни, просто бегут подальше.

Перед тем, как раскрыть захватывающий сюжетный поворот, уточни у собеседника, готов ли тот к спойлерам, — и только после его согласия рассказывай, что творится в финале «Убивая Еву».

7. Не присылай голосовые сообщения без предупреждения

Особенно если они долгие и предназначаются малознакомому человеку. Средняя скорость чтения составляет 120-180 слов в минуту, что явно быстрее прослушивания занимательного рассказа о том, как ты поймала ежа. Это важно, не спорим, но в приоритете должен быть комфорт обоих участников переписки.

8. Никаких электронных открыток!

Картинкам и видео, где поздравляют с Рождеством, Восьмым марта, Первым сентября, Яблочным спасом и Днем Петра и Февронии, место только там, где ты их нашла, — в поисковике.

Открытки создают у получателя ощущение, что собеседник отправил ее для галочки, не желая вкладывать время и силы в трогательное обращение. Кроме того, они занимают место на телефоне: представь, что с ним станет после года надуманных поводов для торжества.

9. Одна мысль — одно сообщение

Если ты быстро и срочно хочешь донести мысль, допускается отправлять короткие письма серией. Во всех остальных случаях мелкие сообщения, отправленные в количестве двадцати штук в минуту, раздражают: собеседник может быть занят важным делом, спать или находиться в другой комнате, слыша нескончаемые оповещения.

Нужно отправить длинное сообщение — постарайся отправить его одним письмом, разбив на абзацы.

10. Иногда все же стоит убирать из рук смартфон

Например, во время обеда — тем более с компанией! — и перед сном. Однако научная сотрудница лаборатории интернет-исследований при НИУ ВШЭ в Петербурге Ядвига Синявская считает, что бывают ситуации, когда телефон следует держать при себе.

По ее мнению, людям все еще неприятно, когда собеседник отвлекается на переписку, особенно когда она идет во время рабочей встречи. При этом Синявская обращает внимание: иногда человек имеет моральное право отписаться по экстренному вопросу или передавать информацию компаньону, которого нет на месте.

Мы должны учиться «фильтровать» поток сообщений, который к нам поступает. А также быстро решать, что является экстренным вопросом, а что можно отложить.

— говорит специалистка.

Цифровой этикет развивается вместе с технологиями, в нем все время появляются новые правила и рекомендации. Например, если раньше следовало зафолловить подписчика в ответ, сейчас этикет-тренер Пол Рассел утверждает, что совсем не обязательно дружить в соцсетях с человеком, если ты его плохо знаешь.

Некоторые специалисты, как Виктория Терк, попытались создать свод правил, выпустив книгу: но даже она не в полной мере объясняет, как нам всем следует обращаться друг с другом в сетевом мире, соприкасающимся с реальным. Пока остается надеяться на внутреннее чувство такта и следить, что будет дальше.