Что такое розовый налог
Pink tax, или розовый налог — форма ценовой дискриминации, которую вводят на женские товары, аналогичные мужским. В основе лежит нехитрая схема: товар оформляют в стандартной розовой расцветке, ставят маркировку «для нее» и несколько завышенный ценник. Яркий пример – бритвенные станки. Женские версии, как правило, стоят дороже: так фирма Bic предлагает женщинам розовые одноразовые бритвы с двумя лезвиями за 139 рублей, а мужчинам – синие за 109.
На первый взгляд разница не кажется критичной, но если подсчитать, сколько таких станков покупается за год, сумма становится существенной.
Откуда он пришел
Впервые о налоге на розовое как о серьезной дискриминации заговорили в 2015 году. Тогда Совет Нью-Йорка по делам потребителей сравнил цены на разные группы товаров и пришел к выводу, что женщинам на покупки приходится тратить на 7% больше, чем мужчинам. Среди брендов, которые были пойманы на гендерной несправедливости, оказались Levi’s, H&M, Calvin Klein и Guess. Гендерное ценообразование также четко наблюдается в Канаде, Франции, Великобритании, Венгрии и Швеции, где женщины постоянно переплачивают за «розовые» товары. В Великобритании вопрос встал настолько остро, что обсуждался в британском парламенте.
В России масштабные исследования не проводились, но чтобы понять, что тенденция эта общемировая, достаточно зайти в ближайший супермаркет и сравнить цены на аналогичные товары с женской и мужской маркировкой.
На какие товары распространяется
Налог на розовое производители объясняют высокими расходами на рекламу и само производство: якобы только так можно подстраховаться на случай нежелательных финансовых потерь. Однако наценка не всегда возникает чисто по экономическим причинам. Женщины считаются более активными покупателями и изначально готовы платить больше за одежду, обувь, косметику и парфюмерию, предметы гигиены и другие товары, которые поддерживают желание быть красивой, — производители охотно пользуются этой слабостью, вынуждая их автоматически переплачивать.
И все же в последние годы ситуация начала меняться, и причина тому — активный рост рынка мужской одежды. По словам Маргариты Ле Роллан, консультанта по красоте и моде в Euromonitor, к 2022 году по темпам роста рынок мужской одежды превзойдет женский. Очевидно, что мужчины становятся более требовательными к своему внешнему виду.
Но и сами женщины начинают более вдумчиво относиться к покупкам, осваивать финансовую грамотность и выбирать более выгодные способы производить оплату не только в сфере необходимых товаров, но и услуг.
Как сэкономить на женских тратах
Чтобы экономить, не нужно отказывать себе в удовольствиях — достаточно пересмотреть привычки и распределять финансы более осознанно.
-
- Обращай внимание на мужские аналоги
Необязательно пользоваться только вещами с маркировкой «женское». Например, те же станки, базовые футболки или кроссовки твоего размера — если нет особой разницы, почему бы не сэкономить?
-
- Следи за акциями и распродажами
Еще одна возможность делать покупки по выгодным ценам. Однако если это косметика, обязательно смотри на дату изготовления. В большинстве случаев производители снижают цену, когда срок годности подходит к концу.
-
-
- Пользуйся кэшбеком
-
Кэшбэк-сервисы позволят тебе возвращать на счет часть денег с любой покупки. Обычно сумма кэшбэка зависит от политики магазина, но бывает и так: чем больше ты покупаешь через сервис, тем выше процент.