Образ жизни
12 октября, 2020

Опыт: родители и дети рассказывают о дистанционном обучении во время карантина

Родители рассказывают о том, почему дистанционное обучение не должно становиться нормой.
Карантин доставил людям немало проблем: кто-то набрал вес, кто-то потерял работу, а кому-то пришлось переквалифицироваться в педагога для своих детей. Пока в регионах школьников отправляют то на преждевременные каникулы, то на удаленное обучение, мы узнали, как родители переживали дистанционку в конце прошлого учебного года.

Оксана

Дистанционное обучение моей дочери выпало на 3-ю четверть 8-го класса. Учеба из дома проходила достаточно сложно. Во-первых регулярно возникали технические проблемы: плохая связь, маленькая скорость интернета. Расписание занятий было хаотичным, уроки разбросаны в разное время, из-за чего было невозможно выстроить дополнительные занятия и кружки. Дочери пришлось отказаться от спорта и танцев, что, конечно, тоже не пошло на пользу ребенку.

Резкий переход к дистанционному обучению для нас оказался абсолютно неэффективным. Ребенок плохо усваивал программу, отвлекался, домашняя обстановка все-таки лишает дисциплины, и, как результат, образовались пробелы в знаниях.

Нам пришлось нанимать репетиторов по основным предметам. Сейчас у нас четыре репетитора и, скорее всего, понадобится еще один. Так что для меня это еще и дополнительная потеря времени и денег.

Сейчас я считаю, что дистанционное обучение должно оставаться лишь крайней мерой в критической эпидемиологической ситуации. Впереди экзамены ОГЭ, и это очень важный этап, особенно для ребят, которые собираются уходить после 9-го класса. Однозначно могу сказать, что дистанционное обучение не дает детям качественно усвоить школьную программу.

Яна

Мой ребенок попал на дистанционное обучение в 1-м классе. На удаленке мы были две недели, что совпадает с инкубационном периодом коронавирусной инфекции. Что касается распорядка, по сути ничего не изменилось, может даже и облегчило некоторые моменты: не надо было водить в школу и забирать. Контролировать ребенка на домашнем обучении, несомненно, приходилось больше, чем обычно. Моя дочка только поступила в 1-й класс, и все, что не успевает дать преподаватель, приходится объяснять родителям. А при дистанционном режиме пришлось еще больше объяснять. Единственная техническая проблема была со стороны программного обеспечения: программа бесплатная и подразумевает только 30 минут видеосвязи в день. Считаю домашнее обучение абсолютно неэффективным в младших классах. Нет контакта с преподавателем, все-таки поведение в классе лучше, чем дома. Ребенок отвлекается не меньше, а может и больше, чем в классе. Единственный плюс — это то, что не нужно выходить из дома и вести ребенка в школу.

Самое сложное было настроить ребенка на учебный процесс.

Если школьников снова переведут на дистанционку, то это, конечно, не радует, но если отправят — значит, так нужно. Но не хотелось бы этот способ обучения принимать за основной.

Мария

Мой сын во время дистанционного обучения был в 3-м классе, дома мы провели около двух месяцев.

В первую очередь, напрягали технические проблемы: не все учебные платформы доступны в то время, когда нужно делать уроки. Мы учились в первую смену, часам к двум дня все родители выходили на нужную нам учебную платформу и что-то скачать, провести или сделать там было сложно из-за перегрузки сети. При этом объем материала увеличился. Если раньше дома мы выполняли 1/3 от заданной темы, то теперь нужно было полностью изучить тему с ребенком, закрепить и сделать. Мне немного легче, чем остальным родителям, потому что я сама учитель. Я смогла разбить для него занятия так, чтобы учеба была наиболее продуктивна.

Поменялся не только наш распорядок дня, но и сам жизненный уклад на какой-то период. Теперь большую часть времени мы должны были посвящать удаленному обучению.

Обучение ребенка было очень сложным морально для нас обоих.

В первые две недели мы друг друга доводили до истерики, потом я начала снижать требования и процесс пошел. Самым трудным был психологический момент. Я постоянно находилась в режиме ожидания, что сейчас мы выйдем и будем нормально заниматься, а этого не происходило. Не знаешь, чего ждать, как оценят тебя, как педагога и твоего ребенка, как ученика.

Сложно планировать время. Кроме того, ребенок привык заниматься с учителем, доверяет ему, признает его авторитет. С родителями все равно совсем другие отношения.

Морально я готова к новому дистанционному обучению как учитель, а как родитель, думаю, буду переживать те же сложности. Но главное, что я поняла, если ребенку сложно даются какие-то предметы, это не так уж страшно и не нужно из-за этого давить на него.

Как учитель, я не нашла ни одного плюса в дистанционном обучении. С качеством обучения в этот период была большая проблема, потому что большое значение имеет форма подачи материала на уроке. Если он подан хорошо, ребенок его усвоит. Но родители не обладают навыками педагогов, у них меньше времени, поэтому они не смогут квалифицированно, грамотно объяснить своему ребенку материал, особенно в начальных классах.

Ярослав, сын Марии

На удаленном обучении особенно сложно было заниматься математикой. В целом, в школе лучше, потому что дистанционно я уставал от учебы гораздо больше.

Ольга

На момент дистанционного обучения моя дочь училась в 9-м классе. Во время карантина она провела дома чуть больше двух месяцев. Наш распорядок дня во время дистанционного обучения, конечно, изменился, но к урокам и выполнению домашних заданий дочь относилась ответственно и добросовестно. Все-таки готовились к сдаче ГИА. Мне очень повезло: старшая дочь — студентка, и тоже перешла на дистанционку. Девочки занимались сами, нас не беспокоили. Конечно, мы переживали, как будет проходить этот процесс. Но увидели, как все делается, как сдаются работы и даже выставляются оценки. Мы успокоились и детей не трогали. Да и времени особо не было: всю самоизоляцию я работала, муж тоже.

В первое время были технические сложности, но со временем все стало налаживаться.

Конечно, дистанционное обучение не заменить очным. Ребенку не хватало живого общения, программу, возможно, усвоили не в полном объеме. Очень много времени проводили за компьютером, что вредно для здоровья.

И мне кажется, уже сейчас ребенку сложно в школе, быстро устает, подолгу сидит за уроками. Возможно, учителя боятся второй волны, поэтому хотят пройти программу по максимуму.

Плюсы удаленного обучения в момент карантина я вижу только в том, чтобы сохранить здоровье детей. Чтобы они пересидели вспышки вируса дома. Конечно, я бы хотела, чтобы ребенок посещал школу, общался с учителями и одноклассниками, был в социуме. Но если такое обучение опасно для здоровья, то лучше снова вернуться на дистанционное.

Полина, дочь Ольги

Мне понравилось учиться на дистанционном. Я просыпалась около 10 утра, делала все уроки вовремя, и у меня оставалось свободное время. Я не чувствовала усталости после учебы. Хотелось бы снова вернуться на дистанционное обучение.

Елена

Дистанционное обучение моего сына пришлось на конец 1-го класса и продлилось почти два месяца. Поначалу совершенно не были нормально организованы уроки из-за того, что школа, как и мы, родители и дети, столкнулась с новым форматом обучения. У учителя в начале не было технической возможности вести уроки с детьми, домашнее задание и новые темы присылали хаотично, выполнение уроков растягивалось, так как прежде чем обучить ребенка новой теме, надо было подготовиться к ней самостоятельно. Дома тяжело организовать строгую дисциплину, когда все семейство в сборе — у папы тоже был карантин на работе, плюс еще младший ребенок требовал внимания. Немного все упорядочилось, когда учительница установила себе приложение Zoom и стала проводить уроки вместе с детьми. Они хотя бы стали собираться в определенное время, и нам ставили дедлайны на выполнение домашних заданий. Но и тут не без сюрпризов: то звук во время трансляции пропадал, то изображение, то «подвисало»… В общем, сплошные нервы. Но все ж лучше, чем ничего.

Нам еще повезло, что учительница с пониманием отнеслась ко всей ситуации: в случае, если что-то было непонятно, она лично отвечала в WatsApp, и даже можно было позвонить проконсультироваться.

Эффективности от такого обучения совершенно не увидела.

Мало того, что уроки в Zoom длились от силы минут 20, так еще и не все предметы преподавались. Много приходилось заниматься с сыном самостоятельно, даже нашла свой школьный задачник. И личное общение учителя с детьми не заменят никакие «скайпы» и «зумы».

А для малышей это особо важно. Дисциплина тоже оставляла желать лучшего: ребенок отвлекается, домашняя обстановка не дает сосредоточиться.

Масштаб проблемы мы оценили, когда пробелы в знаниях стали всплывать во время второго класса при уже очном обучении. Многого детям не дали во время дистанционки, некоторые моменты чисто физически невозможно было преподать, например, правильное ведение тетрадей, оформление контрольных работ. А во время очного обучения это все теперь требуют от детей и даже снижают оценки. В общем, плюсов лично мы с мужем совершенно не выявили. Детям необходимо живое общение со сверстниками и учитель, а не мама в роли преподавателя.

Евгений, сын Елены

Мне ничего в дистанционном обучении не понравилось! Я хочу ходить в школу, общаться с друзьями, играть с ними. Особенно мне не понравились уроки физкультуры по Zoom.

Читать по теме:Как коронавирус повлияет на нас этой зимой

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: