Отношения и секс

Почему пары ссорятся в IKEA

0
Начался поход мирно и спокойно: вы с партнером поели фрикаделек в бистро, побили друг друга плюшевыми акулами, перенюхали все ароматизированные свечи. Хорошее настроение кончилось, настал момент икс: ссора посреди IKEA.

Забавно, что психологи находят вполне логичные объяснения конфликтам — расскажем о них подробней.

Само нахождение в крупных магазинах — уже стресс

Горкан Ахметоглу, преподаватель деловой психологии Университетского колледжа Лондона, объясняет, что шопинг в IKEA сам по себе становится испытанием для пар: по его мнению, продавцы используют трюк под названием «предубеждение наличия». Видя готовые варианты комнат, покупатели в красках представляют, как было бы здорово сидеть за тем самым столом, готовить на похожей кухне. Чем проще вообразить себя в подобном интерьере, тем выше вероятность незапланированной покупки — и споров на почве бюджета.

Вдобавок из-за предубеждения наличия покупатели неосознанно чувствуют себя в магазине, как дома.

Многие из влияний являются подсознательными, и даже если люди осознают, что ими манипулируют, то неспособны этому сопротивляться, потому что у мозга нет возможности обрабатывать это как следует.

— утверждает Ахметоглу.

По этой причине люди расслабляются и дают волю эмоциям, характерным для домашнего общения, в том числе и взаимным придиркам.

Беспокойство дополняется усталостью — так и появляется гнев

Профессиональная сваха Марго Кассуто находит другое объяснение вспыхивающим конфликтам: она считает магазин перегруженным сопутствующими товарами и лабиринтами, которые требуют на себе концентрации. Покупатели банально устают от блуждания по закоулкам и вымещают злость друг на друге.

Дизайн IKEA таит в себе стресс, разочарование и утомление. Даже если в привычных обстоятельствах пары прекрасно знают о своих вкусах и могут пойти на компромиссы, здесь, скорее всего, они будут стоять на своем до последнего и чувствовать, что к их желаниям относятся без должного уважения.

— говорит Кассуто.

У вас могут быть разные задачи

Каждый из вас с партнером имеет свои цели для похода по магазинам: возможно, тебе просто хотелось купить пару предметов для кухни, а вот парню хочется рассмотреть все детали интерьеров.

По этой же причине, как утверждает соцработник Ребекка Огл, распределение обязанностей в шопинг-команде тоже различается: один в тандеме может набирать безделушек до бесконечности, второму важно не выходить за заранее установленные пределы — это также влияет на внутренний климат во время прогулки по IKEA.

Так же сильно, как разница в приоритетах, на партнеров влияет слишком большой выбор. Магазин до краев наполнен мебелью из разных ценовых категорий и материалов, благодаря чему находятся сотни неразрешаемых в условиях одной пары дилемм: купить ли белье из сатина или отдать предпочтение хлопку; выбрать деревянную кровать или металлическую; плюшевая акула или крысы.

Мы хотим выбирать. Однако альтернативы — особенно если их немало — заставляют нас сомневаться. Мы их избегаем — либо поддаемся смятению и превращаем его в предмет конфликта. Приведите в магазин двух человек — особенно пару — и вы только усилите панику. Это еще не все: в IKEA вы тоже у всех на виду — совсем как товар — поэтому вынужденная необходимость одного согласиться с другим, чтобы не потерять лицо, также придает шопингу негативную окраску.

— пишет клинический психолог Тамара Чански.

Проблемы решаемы

Итак, основные проблемы, с которыми сталкиваются пары в IKEA, следующие:

  • Предубеждение наличия, заставляющее чувствовать себя, как дома;
  • Путаница в планировке и перегруженность восприятия;
  • Разница в подходах к шопингу;
  • Слишком большая альтернативность.

Все они в равной мере раздражают обоих партнеров и доводят до точки кипения. Давай теперь разберем, что вы можете сделать, чтобы избежать конфликта.

Продумать план посещения

Изучите ассортимент магазина на сайте, если есть такая возможность. Обговорите, в какие отделы вы зайдете точно, а куда вам в этот раз путь закрыт. Помните, что в IKEA есть скрытая система навигации, с которой вы сможете быстро пройти в один пункт, минуя ненужные.

Составьте список покупок

Делайте это осознанно: если вы решили купить крупную мебель или даже несколько габаритных предметов, не задерживайтесь в секции аксессуаров, и наоборот. Так вам будет проще сконцентрироваться на поиске более важных товаров. Кроме того, вы сможете точно понять, какие украшения нужны, только собрав мебель и расставив ее по комнате.

Запомните принцип: от крупного к мелкому

Он вытекает из предыдущего пункта: сперва продвигайтесь по большим отделам и только потом переходите к зоне с небольшими безделушками. Это же правило действует и для покупок: сперва приоритетные товары, затем сопутствующие.

Планируйте бюджет

Заранее договоритесь, какую сумму вы потратите в этот заход, и разрешите себе отклонение не более, чем на 10% от общего плана.

Следите за временем

Установите таймер, по истечению которого вам следует выйти из магазина, даже если вы не приобрели все товары из списка. Дополнительно запланируйте поход в магазин на то время, когда людей будет предельно мало: утром выходного дня или в будни.

Помните о чувствах другого

Вы, конечно, можете высказать все, что думаете о партнере и люстре-бра, которую он зачем-то притащил, и быть правы. Однако в долгосрочной перспективе это может стать причиной крупной ссоры. Уважайте предпочтения вашего компаньона, помните: если ваши вкусы отличаются, это еще не значит, что у кого-то из вас он дурной.

Выясняйте реальные причины расстройства

Вероятно, что за нежеланием обследовать все закоулки кроется усталость, а за бесконечными расспросами о цвете гардины — возможность получить совместный опыт. Говорите о том, что на самом деле может беспокоить вашего компаньона, но делайте это аккуратно и без нажима.

Читать по теме:Отношения и секс, СексЦелебный конфликт: типы ссор, через которые должна пройти каждая пара