Надо сказать, что таких, как Водонаева, в российском интернете великое множество: оставаясь конвенционально привлекательными, они все еще причисляют себя к неодобряемой в обществе группе. С одной стороны, можно сказать, что у трендсеттера работа такая — быть честным перед собой и фанбазой, рассказывая все, о чем переживаешь. С другой — читатели и зрители, готовые следить за каждым словом, невольно перенимают на себя мысли селебрити — и начинают подражать, порой доводя себя до психических расстройств и непоправимых изменений в теле.
Стереотипы нужны одним и раззадоривают других
Само понятие «стереотип» вошло в нашу жизнь с подачи Уолтера Липмана, журналиста, который применил это слово в 1922 году. Изначально понятие означало металлическую пластину, с помощью которой типограф мог копировать текст, однако Липман принял стереотип как «образец восприятия и интерпретации сведений, основанные на предшествующем социальном опыте». Иначе говоря, стереотип — это набор характеристик, позволяющих нам в ускоренном режиме выстраивать мнение и при этом не вдаваться в суть.
Примеров в обществе более, чем достаточно, фактически мы наблюдаем их ежедневно: видим со спины человека с длинными волосами — идентифицируем его как женщину. Одеваем мужчину только в брючные костюмы — иначе мы не сможем его распознать, и он попросту выпадет из нашей картины реальности.
Невротиков, конечно, стереотипы провоцируют и заставляют действовать наперекор и от противного: «Вы говорите, что мужчина не должен носить длинные волосы и кружевные рубашки, а я буду таким мужиком». Посмотрите, например, на рокеров 1970—80-х и вы найдёте массу примеров разорванных шаблонов и низвергнутых стереотипов. Конечно, невротики борются с теми стереотипами, которые существуют только у них в голове.
— считает психоаналитик Дмитрий Ольшанский.
Не всегда установки общества упрощают жизнь
У стереотипов есть свои положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, они упрощают жизнь, помогают выявить «своих» и «чужих», выступают как негласный свод правил, при следовании которым человека будут воспринимать как адекватного. С другой, стереотипы накладывают ожидания, которым, возможно, не захочется соответствовать — либо они окажутся трудновыполнимыми и даже опасными.
Так, например, в Мавритании до сих пор сохранилась традиция перекармливать девочек. Дело в том, что в этой стране более элегантной и чувственной считается именно полная женщина, поэтому для того, чтобы соответствовать стандартам, матери насильно заставляют есть своих дочерей, чтобы те набрали большой вес к свадьбе. Порой тех, кто отказывается от жестокой традиции, унижают или вовсе избивают.
В Европе ситуация отличается — формально. На деле женщина вполне может подвергнуться критике за то, что не соответствует общепринятому мнению о том, как она должна выглядеть: Бейонсе шеймят за то, что слишком резко потолстела, Лена Данэм то и дело слышала нападки, что она — бодипозитивщица — осмелилась похудеть. В России бодипозитив, равно как и стереотипы о внешности, имеют множество граней: женщина, конечно, может выглядеть так, как ей угодно, но при этом ей стоит оставаться украшением и вдохновением мужчины, транслировать женственность в массы и всячески доказывать свою статусность — да, следует добавить, что отечественные стереотипы красоты построены не на фертильности и состоянии здоровья, а на благосостоянии женщины и ее способности оплачивать абонемент в зал, тратить средства на уходовые процедуры и полезное питание.
Вдохновители всегда влияли на окружение
Часто определенные модели поведения или особенности характера подхватываются трендсеттерами — и становятся новыми стереотипами. Бывает и наоборот: вдохновители подхватывают уже имеющиеся маркеры и закрепляют их, причем часто делают это неосознанно — потому что так проще, и именно об этом писал Липман, вводя понятие «стереотипы» в наш лексикон.
Если с ролью предустановок в обществе мы определились, возникает следующий вопрос, требующий разрешения: почему мы слушаем инфлюэнсеров и для чего люди им подражают. Вообще феномен трендсеттинга возник не 10-20 лет назад: еще при королеве Елизавете I придворные красили волосы в огненно-рыжий цвет, а Людовик XIV и вовсе на законодательном уровне постановил, как следует выглядеть его подчиненным — так же, как и монарх, только немного хуже.
После, в каждую эпоху была своя икона стиля, к которой следовало прислушиваться: Коко Шанель или Карл Лагерфильд в мире моды, Анна Винтур в глянце, Анджелина Джоли, Бейонсе…
Объединяет трендсеттеров, а впоследствии инфлюэнсеров тот факт, что они смогли объединить вокруг себя обширную аудиторию и сделать свой образ жизни — верней, преимущества, получаемые при следовании ему, желанными.
Соответствовать массе куда проще, чем выдумывать свой, особый язык телодвижений, высказываний, образов. Более того, из высказывания биолога становится ясно, что, примеряя на себя поведение и образ трендсеттера, потребитель как бы уподобляется ему — поскольку хочет жить в таком же ритме.
— полагает доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.
Мы видим, что вдохновители, какой бы их жизнь не оказалась на деле, транслируют образ успешных, компетентных и влиятельных людей — нередко они такими и являются. Мы привыкли прислушиваться к тем, чье мнение имеет вес в обществе — агентство MuseFund заявило, что 92% людей в наше время полагаются именно на мнение живого, а главное, популярного человека. Отчасти эта модель помогает нам функционировать в обществе свободно, но при этом бездумное копирование способно привести к проблемам.
Хотя трендсеттер несет ответственность за то, о чем рассказывает аудитории, только за самим потребителем стоит выбор: быть, как твой кумир, или оставаться собой; подчиняться ли стереотипам — не всегда здоровым — либо самому выбирать свой путь.
Читать по теме:Шкала тщеславия: почему размер женской одежды не имеет никакого значения
Прочитала внимательно! С чем-то согласна, во многом — нет! Пишете о каком-то небольшом количестве людей, которым все это важно: быть похожими на блогеров, киноактеров и т.д., прислушиваться у их мнению и т.д. Основному количеству жителей нашей страны все это глубоко по барабану. большинство думает о выживании! Вы пишете про контингент, которому «повезло»: есть доступ к «кормушке», то бишь бюджету страны, из которого можно хапать! И у меня большой вопрос? А можно писать ВЕСЬ текст по-русски? На английском пишите для зарубежных читателей, если они, конечно, будут читать сии опусы!
По поводу англицизмов — полностью поддерживаю! Ужасно раздражает. Ощущение, как будто не в России живу. (((
Это придуманный сатанизм. Когда же людины станут Человеками?
Пардон,что такое «зашецмила» и фитшейминг»??? Дальше даже читать не стала…
Богатый, русский язык… ! Неужели нельзя использовать русские слова вместо «трендсеттера», «фэтшейминга» и пр.? Не владея английским, не поняла бы вообще что это такое. Англоговорящие страны не используют русские слова в своих текстах. Почему у нас это считается «круто»? Или по-другому никак уже не «зацепить» аудиторию?
Дело в том, что мы, в большинстве своем, не то что ненавидим свою страну, а просто считаем ее отсталой, этакими задворками цивилизованного мира, замшелой провинцией, к тому же несвободной «страной рабов, страной господ». Все это практически соответствует действительности, и так было всегда. Потому все так и сыплют иностранными словами, смотрят иностранные фильмы, слушают иностранную музыку, тем самым выражая свой тихий бунт. Это неизбежно.
Прошу словарь используемых слов опубликовать приложением.
Невозможно читать из-за сплошных англицизмов. Эта статья- перевод?
Уважайте язык того народа, кому адресована статья. Какое то присмыкание перед иноговорящими. Статья про то как «выглядеть»… ни слова про развитие того, что «внути». Все про фантики. Нам это не подходит..
Согласна с предыдущими комментаторами. Сначала вообще прочитала название, как «трансгендеры нас убивают». Ладно, трансгендер, аналогичного слова у нас не было и оно прижилось в целом. Но какие-то трендсеттеры (порода собак??)), шеймящие фэтшеймеры ♂️.. Английский я знаю и мне все понятно, но читать все равно дико. Учите русский, аффтор