Образ жизни
12 мая, 2021

Покупатель создает: что нужно знать о просьюмеризме

Как люди осознали вред культуры потребления и что случилось после этого.
В начале нулевых жители России, привыкшие к реалиям прошлого, открыли для себя культуру потребления. Им не приходилось чинить старые колготки или реставрировать мебель — эпоха дефицита прошла, и в любой миг покупатели могли пойти в магазин, чтобы приобрести новую вещь. Незачем было осваивать все возможные навыки — один звонок, и человеку помогает квалифицированный водопроводчик или электрик.

Однако теперь люди все чаще смотрят DIY-ролики, изучают хобби, которые считались устаревшими, создают предметы быта сами, открыто общаются с брендами, делясь своими идеями или честно рассказывая о недостатках продукта. Все это объединяет термин «просьюмеризм». Рассказываем, что именно он обозначает, и разбираемся, как явление повлияло на мир.

Что такое просьюмеризм и кто такой просьюмер

Просьюмеризм — это феномен, который предполагает, что потребитель услуг может быть одновременно и их производителем. Такая позиция существовала и раньше — до промышленной революции в 18 веке. Если до этого периода человек самостоятельно шил одежду, строил дом, производил продукты питания, то теперь часть обязанностей выполняли работники крупных предприятий. Так, люди практически перестали быть просьюмерами — теми, кто потребляет то, что сами же создали.

Впервые термин «просьюмеризм» использовал Элвин Тоффлер в работе «Третья волна». Социолог выдвинул предположение, что условно мир развивался по нескольким стадиям. Сперва люди отдавали время и силы натуральному хозяйству, затем, после 18 века, перешли во «вторую волну» — эпоху потребления. После 1950-х наступила третья стадия, положившая начало современному просьюмеризму.

Потребитель — такова русская калька термина, — может производить вещи и другие блага самостоятельно. Вот, что говорит о просьюмерах культуролог Оксана Мороз в беседе с «Постнаукой».

Просьюмер — это фактически такой человек, действительно наполняющий культуру продуктами своего собственного производства, которые он желает видеть и которые, возможно, собраны из чего-то уже существующего, как мозаика. С этой точки зрения просьюмером может быть человек, который, например, отстраивает свой собственный карьерный путь не так, как это принято в большинстве случаев, но пользуясь какими-то установками и стратегиями, которые уже есть. Просьюмер — это человек, который обустраивает уют собственного дома исходя из того, что может пересобрать его в собственной дизайнерской логике. Просьюмер — это тот, кто отстраивает свои повседневные привычки питания, например.

Когда и как потребитель стал производить

Зарубежное и отечественное общества потребления развивались по-разному: это повлияло на формирование образа просьюмера. В развитых странах до 1950-го года был характерен едва ли не полный отказ от самостоятельного производства. Покупателям оказывалось проще взять новый стул, чем выпиливать его самостоятельно, брать в супермаркете все необходимое для ужина или даже отправляться с семьей в ресторан неподалеку.

После Второй мировой войны европейцы и жители Штатов вспомнили о том, что могут сами создавать мебель, шить одежду или заниматься ремонтом. Так, началась новая эпоха в развитии общества потребления, которая до наших дней протекала незаметно.

В СССР культ потребления осуждался во все времена. Братья Стругацкие писали «Хищные вещи века» о тлетворном влиянии явления, и оно же высмеивалось в «Бриллиантовой руке». В реальности же людям было важно приобрести стенку из ГДР, французские духи или капроновые колготки. Другое дело, что в стране наблюдался искусственный дефицит, сопряженный с железным занавесом.

Покупателю чаще всего приходилось выстаивать длинные очереди ради того, чтобы получить желаемый товар, а затем беречь его всеми силами, либо, если это реально, создавать нечто похожее самостоятельно. То есть советские люди были в большей степени просьюмерами, чем американские или европейские. Но не по собственному желанию, а из-за нужды.

Современный русский человек внезапно для себя влился в общество потребления в начале 2000-х. Он с удивлением понял, что ему незачем договариваться о благах с более влиятельными знакомыми или пытаться сделать что-то самостоятельно. Экономика в то время была на таком подъеме, что потребитель об этом даже и не думал — до кризиса 2008 года, после которого страна не смогла восстановить прежний уровень жизни.

Вдобавок зарубежные деятели культуры осознали весь вред общества потребления, для которого характерно избыточное производство. Об опасном концепте снимали фильмы — от «Зеленого сойлента» до «Идиократии», писали свои работы Жан Бодрийяр и Герберт Маркузе, забили тревогу экоактивисты. Со временем люди по всему миру поняли, что было бы неплохо создавать все, что нужно, а не обращаться за этим к транснациональным корпорациям.

Читать по теме:Как стало модным давать новую жизнь старым вещам

Как просьюмеризм повлиял на мир

Современный просьюмер заботится не только о своем благополучии. Он может поставлять контент и быть сопричастным к гражданской журналистике. На эту черту просьюмеризма обратили внимание крупные корпорации и адаптировали ее под свои нужды.

Показателен случай с NASA, который Мороз приводит в качестве примера. Организация любит собирать данные от наблюдателей-любителей. Незадолго до появления определенной кометы или парада планет специалисты NASA делают анонс о предстоящем событии и просят подписчиков соцсетей присылать свой контент, связанный с ним.

Таким образом НАСА набирает огромное количество данных, из которых они потом выбирают те, которые им могут быть полезны. А для любителей это, конечно же, очень большой шанс посотрудничать с НАСА, почувствовать собственную значимость: «Я не маленький человек системы, я помогаю огромной корпорации, которая творит очень хорошие дела».

— пишет Оксана Мороз.

Таким образом, просьюмер — это не просто человек, который производит товары для себя. Он активно вовлечен в общественную жизнь, будучи готовым тратить на это свободное время и силы. О современном просьюмеризме говорят преимущественно как о явлении, которое затрагивает интернет-пространство, однако оно может касаться и офлайн-мира.

Так, люди могут создавать сообщества, где будут делиться условными овощами, выращенными на своей грядке, или едой, приготовленной самостоятельно. По такому принципу зачастую работают группы в соцсетях, посвященные бесплатной раздаче еды. Иногда они объединяются для того, чтобы помочь тем, к кому испытывают симпатию — так поступали в 2020-м белорусские волонтеры, обеспечивавшие пострадавших в ИВС на Окрестина всем необходимым.

Стоит сказать, что просьюмеризм — это не полная замена культуры потребления, а часть, неплохо дополняющая ее. Она позволяет человеку быть активным, альтруистичным, умелым — сейчас эти качества ценятся особенно сильно. При этом на просьюмера не посмотрят косо, если он вдруг решит заказать то, что не в силах сделать самостоятельно, или просмотреть новости от крупных медиа.

Кроме того, благодаря просьюмеризму меняется облик крупных корпораций. Они чаще реагируют на критику или позитивные отзывы, готовы идти на контакт с покупателями и превращаться в «бизнес с человеческим лицом». Все потому, что руководства компаний понимают: в случае, если человек недоволен услугой, он может просто отказаться от обслуживания и тем самым перестать монетизировать бренд.

Как стать просьюмером и зачем это нужно

Идеальный протребитель живет по принципу «сделай это сам». Он лично производит то, что нужно, и собирает вокруг себя людей со схожими интересами и желаниями. Хороший пример просьюмера — владелец локального бренда, который поставляет товары, необходимые местным жителям. Кроме того, просьюмер — это потребитель с активной жизненной позицией, который готов конфронтировать с брендом и участвовать в процессе создания определенного товара.

Если определить оба понятия, можно прийти к следующим советам для начинающего осознанного потребителя, который хочет быть режиссером своей жизни.

Полагайся на свои силы

Современный человек проводит на работе примерно треть от свободного времени. Столько же обычно уходит на сон. Остальное время распределяется на общение с близкими, хобби, заботу о себе и семье. Иногда у людей остается 1-2 часа в неделю, которые можно инвестировать в полезные навыки.

Если у тебя есть возможность, попробуй создать нужную тебе вещь своими силами. Не обязательно проделывать всю работу сразу — в этом можно убедиться на примере с личным огородом. В один день после работы ты можешь купить грунт, горшки и семена, в другой — поискать информацию об уходе, в третий — посадить травы и растения, и так далее.

Будь готова к диалогу с брендами

Не стесняйся делиться своими идеями о том, как они могут улучшить свои продукты. Оставляй честные фидбеки о качестве товаров или услуг — это поможет тебе стать более осознанной и проактивной личностью, а бренды смогут понять, в каком направлении им нужно двигаться.

Объединяйся с другими людьми

Этот совет отчасти конфликтует с первым, однако на него тоже стоит обратить внимание. Человек может полностью перейти на натуральное хозяйство только в одном случае — когда он не обременен работой. Трудно быть производителем всех благ, а иногда это и вовсе невозможно, если речь идет о смартфонах, автомобилях и других предметах, которые тяжело воссоздать в кустарных условиях.

Помни, что никто не запрещает тебе пользоваться услугами крупных компаний, но было бы честно и этично, если бы каждый человек создавал сообщества людей, с которыми можно обмениваться продуктами собственного производства, мнениями, авторскими техниками или необычными идеями по организации личного пространства. Все это поможет развиваться не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Читать по теме:Разумное потребление: 9 способов экономнее обращаться с продуктами

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: