За бескомпромиссное стремление к делу жизни
Рисовать Кусама начала еще в детстве: по ее словам, это спасало от навязчивых состояний. В семье любовь к творчеству не одобряли: мать будущей художницы считала, что такое дело не красит женщину, к тому же ей хотелось, чтобы дочь вышла замуж за богатого жениха. На этой почве у Яеи то и дело возникалы скандалы с родителями.
Дополняло картину и то, что в семье царил токсичный климат: отец семейства вечно изменял жене, а та посылала детей следить за ним. Из-за этого у Яеи развилось отвращение к сексу и всему, что с ним связано.
— признавалась она в интервью Financial Times.
По мнению самой Кусамы, ее взгляды на жизнь изменила всего одна книга — подборка работ американской художницы Джорджии О’Киф.
— рассказала Кусама в интервью The Guardian.
Яеи отвергла нескольких женихов и призналась матери о намерении уехать — творчество было для девушки важнее «нормальной» жизни. В ответ женщина дала немного денег и наказала больше никогда не возвращаться домой: она ощущала себя опозоренной. В итоге Яеи сложила у реки перед родительским домом костер, в котором пылали ее работы, зашила в подклад пальто пачки долларов и уехала навстречу мечте.
За умение обратить ментальные проблемы в поле для работы
Кусама утверждает, что любовь к повторяющимся паттернам появилась у нее после того, как она пыталась отвлечься. Еще в 10 лет Яеи столкнулась с голосовыми и зрительными галлюцинациями. Чтобы заглушить их, девочка переключалась на занятие, требующее от нее сосредоточенности. В документальном фильме «Кусама: Бесконечные миры» художница вспоминает, что позже видела повторяющиеся узоры везде: в цветочных полях за домом, в видах Тихого океана, который девушка перелетала, чтобы попасть в США, в самолете.
— признается она.
Перебравшись в Америку, Кусама поняла, что ей помогают справиться с травмами фрейдистский психоанализ и творчество. В итоге она использовала работы как форму эскапизма, то размножая на них узор полька дот, то оставляя скульптуры фаллической формы, чтобы избавиться от страха перед темой секса.
Читать по теме:Присутствие художника: как Марина Абрамович стала главной звездой современного искусства— так Кусама объясняет смысл работы Accumulation №2.
Даже сейчас художница использует творчество в терапевтических целях — в 70-е она после попытки самоубийства переехала обратно в Японию и добровольно легла в психиатрическую клинику, где живет до сих пор. Ежедневно Кусама проводит время в студии с 9 утра до 6 вечера, рисуя шедевры без черновиков.
— говорит она The Guardian.
За смелость суждений и поступков
Детство художницы прошло в милитаристской Японии накануне Второй Мировой войны. Еще девочкой она возненавидела все, что связано с баталиями, и решила бороться с человеческой жестокостью при помощи любви. Это было вполне в духе хиппи, к которым можно отнести и Кусаму: в интервью Guardian женщина признавалась, что вкладывала теплоту и принятие в каждую из своих работ. Даже Церковь Самозабвения она открыла для того, чтобы каждый мог вернуться к истокам своей вечной души, а для этого нужно было всего лишь сбросить одежду и покрыть тело «горошком Кусамы».
Яеи занялась первой гей-свадьбой в Нью-Йорке в рамках одного из хэппенингов. В 1968 году она сшила свадебное платье, которое мужчины носили вместе, и сочетала тех браком.
— говорила художница.
Она же обращалась к Никсону с требованиями остановить войну во Вьетнаме в обмен на секс с ней, организовывала хэппенинги со всеобщим оголением и раздевалась сама. Все для того, чтобы показать: искусство — это любовь — сила, способная сразить мировую боль и скорбь.