Культура

За что мы любим Яеи Кусаму

10945
0
Лондонский музей Тейт Модерн в честь своего юбилея покажет главное творение Яеи Кусамы — экспозицию «Зеркальные комнаты». Инсталляция будет доступна зрителям на протяжении года, а выставку откроют в начале мая. Удивительно, что одна из самых влиятельных художниц современности в начале карьеры считалась аутсайдером, хотя ее идеи порой оказывались революционными. Расскажем, за что мы считаем Яеи Кусаму иконой в мире творчества.

За бескомпромиссное стремление к делу жизни

Рисовать Кусама начала еще в детстве: по ее словам, это спасало от навязчивых состояний. В семье любовь к творчеству не одобряли: мать будущей художницы считала, что такое дело не красит женщину, к тому же ей хотелось, чтобы дочь вышла замуж за богатого жениха. На этой почве у Яеи то и дело возникалы скандалы с родителями.

Дополняло картину и то, что в семье царил токсичный климат: отец семейства вечно изменял жене, а та посылала детей следить за ним. Из-за этого у Яеи развилось отвращение к сексу и всему, что с ним связано.

Я не люблю секс. В детстве у меня была одержимость им. У моего папы были любовницы, и я наблюдала за ним. Мама посылала меня шпионить. После этого я годами не хотела секса ни с кем. Сексуальная одержимость и страх секса жили во мне бок о бок.

— признавалась она в интервью Financial Times.

По мнению самой Кусамы, ее взгляды на жизнь изменила всего одна книга — подборка работ американской художницы Джорджии О’Киф.

В молодости случай свел меня с книгой, где были картины О’Киф. Тогда я мечтала отправиться в Штаты и убежать наконец от семьи, хотя я никого не знала в Америке. Увидев работы, написала Джорджии. Она ответила, и в каждой строке чувствовалась доброта. Ее письмо дало мне сил и смелости, которые помогли мне отправиться в Нью-Йорк.

— рассказала Кусама в интервью The Guardian.

Яеи отвергла нескольких женихов и призналась матери о намерении уехать — творчество было для девушки важнее «нормальной» жизни. В ответ женщина дала немного денег и наказала больше никогда не возвращаться домой: она ощущала себя опозоренной. В итоге Яеи сложила у реки перед родительским домом костер, в котором пылали ее работы, зашила в подклад пальто пачки долларов и уехала навстречу мечте.

За умение обратить ментальные проблемы в поле для работы

Кусама утверждает, что любовь к повторяющимся паттернам появилась у нее после того, как она пыталась отвлечься. Еще в 10 лет Яеи столкнулась с голосовыми и зрительными галлюцинациями. Чтобы заглушить их, девочка переключалась на занятие, требующее от нее сосредоточенности. В документальном фильме «Кусама: Бесконечные миры» художница вспоминает, что позже видела повторяющиеся узоры везде: в цветочных полях за домом, в видах Тихого океана, который девушка перелетала, чтобы попасть в США, в самолете.

Копирование и накопление — результат моей одержимости.

— признается она.

Перебравшись в Америку, Кусама поняла, что ей помогают справиться с травмами фрейдистский психоанализ и творчество. В итоге она использовала работы как форму эскапизма, то размножая на них узор полька дот, то оставляя скульптуры фаллической формы, чтобы избавиться от страха перед темой секса.

Читать по теме:ГероиниПрисутствие художника: как Марина Абрамович стала главной звездой современного искусства
Горошек олицетворяет болезнь. Кушетка изобилует фаллосами. Макаронный пол символизирует страх перед сексом и едой, а сети — ужас бесконечности вселенной.

— так Кусама объясняет смысл работы Accumulation №2.

Даже сейчас художница использует творчество в терапевтических целях — в 70-е она после попытки самоубийства переехала обратно в Японию и добровольно легла в психиатрическую клинику, где живет до сих пор. Ежедневно Кусама проводит время в студии с 9 утра до 6 вечера, рисуя шедевры без черновиков.

Если я перестану рисовать, мои мысли станут нестерпимо мрачными.

— говорит она The Guardian.

За смелость суждений и поступков

Детство художницы прошло в милитаристской Японии накануне Второй Мировой войны. Еще девочкой она возненавидела все, что связано с баталиями, и решила бороться с человеческой жестокостью при помощи любви. Это было вполне в духе хиппи, к которым можно отнести и Кусаму: в интервью Guardian женщина признавалась, что вкладывала теплоту и принятие в каждую из своих работ. Даже Церковь Самозабвения она открыла для того, чтобы каждый мог вернуться к истокам своей вечной души, а для этого нужно было всего лишь сбросить одежду и покрыть тело «горошком Кусамы».

Яеи занялась первой гей-свадьбой в Нью-Йорке в рамках одного из хэппенингов. В 1968 году она сшила свадебное платье, которое мужчины носили вместе, и сочетала тех браком.

Гомосексуалы прятались, а я хотела, чтобы они без стыда показывались на публике и общество признало, что они существуют.

— говорила художница.

Она же обращалась к Никсону с требованиями остановить войну во Вьетнаме в обмен на секс с ней, организовывала хэппенинги со всеобщим оголением и раздевалась сама. Все для того, чтобы показать: искусство — это любовь — сила, способная сразить мировую боль и скорбь.