Липсинк в кино, на телевидении и эстраде
Идея липсинка, или звукового дубляжа, возникла практически сразу с появлением звукового кино. Считается, что одним из первых фильмов, в котором песни записывались не в процессе съемок, а отдельно в студии, был легендарный американский мюзикл «Бродвейская мелодия» 1929 года.
Во время производства фильма руководство студии было недовольно тем, как звучит один из самых динамичных и ярких номеров мюзикла Painted Doll. Звукорежиссер Дуглас Ширер предложил решение, которое сегодня кажется очевидным, но тогда стало настоящим прорывом – записать песню отдельно, а актерам исполнять номер под уже готовый трек. Это помогло сохранить техническую сложность и визуальный эффект выступления и при этом не жертвовать его качеством.
С развитием телевидения в 50-х годах практика музыкального дублирования перенеслась и туда, причем теперь уже не только в кино. Популярность набирали телевизионные программы, куда приглашали известных исполнителей, которые выступали под фонограмму.
В те времена выступление под уже записанный трек не вызывало негатива у зрителя, а считалось обычной практикой. Нормализовали липсинк и «Скопитоны» — музыкальные аппараты, изобретенные во Франции, которые могли проигрывать видео. В 60-х годах их устанавливали в барах и кафе. Пользователь мог сам выбрать видео – обычно это были выступления певцов или певиц, на которых они двигались и пели под фонограмму. Видео для «Скопитонов», по сути, были прообразом музыкальных клипов.
В 1981 году появился телеканал с музыкальными клипами MTV, и липсинк окончательно стал нормальной практикой в музыкальной среде.
Живые выступления с развитием эстрадного искусства становились все сложнее в техническом и визуальном плане. Артисты теперь не просто выходили и пели, а удивляли публику сменой костюмов, энергичными танцами, акробатическими трюками. При этом концерты вышли за пределы компактных залов и переместились на стадионы и огромные арены. Динамичные движения мешали артистам петь с должной силой и глубиной, к тому же техника всегда могла подвести. Чтобы сохранить выступление ярким, красивым и приятным на слух, исполнители прибегали к фонограмме.
Использование готового голоса на концертах не афишировалось, но когда зрители начали замечать, что звезды часто поют не вживую, это возмутило их.
Сегодня отношение к фонограмме на эстраде остается негативным: артисты продолжают утверждать, что запись голоса иногда необходимая и вполне нормальная практика, а зрители воспринимают такие выступления, как фальшивку. Громкий скандал из-за использования фонограммы разгорелся в 2013 году, когда Бейонсе уличили в том, что она исполняла гимн США на инаугурации президента Барака Обамы не вживую. Певица, хоть и не сразу, признала этот факт. Она пояснила, что в тот день была очень холодная погода, у нее совсем не было времени на репетицию и даже возможности как следует отстроить звук, поэтому Бейонсе не хотела подвести зрителей и записала песню.
Липсинк использовался не только для красоты музыкального выступления, но и для комического эффекта. Еще в середине 20 века американские комики выступали с номерами, в которых разыгрывали пантомимы под заранее записанные песни и голоса.
Липсинк как часть дрэг-культуры
Популяризации липсинка сегодня мы обязаны дрэг-культуре. Именно она нормализовала исполнение музыкальных номеров превратила имитацию пения под чужие песни в искусство. Массовый зритель узнал об этом благодаря шоу «Королевские гонки РуПола», ставшего невероятно популярным и продвинувшего дрэг на совершенно новый уровень.
Сложно сказать, кто именно сделал липсинк частью дрэг-культуры. Большую часть своей истории это движение было нелегальным, подвергалось гонениям, а представители сообщества собирались на домашних вечеринках и в мелких клубах.
Использование липсинка дрэг-исполнителями связывают с несколькими причинами, и одна из них – скудное техническое оснащение их выступлений. В крошечных гей-клубах и на подпольных частных вечеринках некому было предоставить им качественную фонограмму и микрофон. Порой все, что они могли, – поставить пластинку или включить музыкальный автомат.
Второе более значимое объяснение – липсинк для дрэг-квин такая же необходимая часть имитации женственности, как парики, макияж и костюмы. Для подражания они выбирали композиции артисток кабаре, знаменитых певиц, сопровождали их вокал театрализованным действием и намеренно утрированными движениями.
До 50-х годов липсинк воспринимался некоторыми королевами дрэг-искусства как низменный и любительский прием, который позволял любому артисту без долгих репетиций и развития вокальных данных выйти на сцену и исполнить номер. Однако со временем такие выступления становились все сложнее, оригинальнее, и липсинк утратил репутацию непрофессионального жанра.
Один из самых ярких липсинк-исполнителей 20 века — дрэг-артист Джон Эпперсон, создавший персонажа с псевдонимом Lypsinka. Его выступления стали эталоном благодаря тщательной синхронизации губ со звуком и использованию песен, фраз и диалогов из культовых фильмов, телевизионных шоу и кабаре. При этом артист мгновенно перемещался от голоса к голосу, от роли к роли, создавал яркие ироничные номера. После появления Lypsinka в начале 80-х годов липсинк уже никогда не будет восприниматься как что-то любительское.
Как массовая культура полюбила липсинк
В американской массовой культуре липсинк закрепился благодаря телевизионным шоу, в которых участники должны были синхронизировать движения губ и тела с песнями известных исполнителей. Первое такое шоу появилось уже в начале 80-х и называлось Puttin’on The Hits. В нем конкурсанты наряжались в костюмы и выступали под известные хиты, а их номера оценивали судьи.
Затем было игровое шоу Lip Service на MTV, в котором две команды должны были синхронизировать свои губы со звучащим треком.
Липсинк-выступления стали обязательной частью «Королевских гонок РуПола». А появление приложений Dubsmash и TikTok позволило любому пользователю записывать свои видеолипсинки.
После резкого взлета популярности TikTok, причем не только среди подростков, липсинки стали вирусными. Оседлать тренд пытаются и звезды российского шоу-биза. Видео с кривляниями под чужие диалоги есть у Ольги Бузовой, Натальи Рудовой, Яны Рудковской. Разумеется, они бесконечно далеки от профессиональных дрэг-выступлений — примерно как детские утренники от концертов Бейонсе, — но для завоевания аудитории сегодня все средства хороши.