Героини

Одри Уизерс: женщина, которая вела Vogue через войну

10770
0
Вторая мировая война изменила жизнь женщин, дав им больше свобод: они работали, получили доступ ко многим ранее запрещенным профессиям. Пока на фронте шли сражения, тем, кто остался в городах, важно было продолжать жить и не терять надежду. В этом людям помогали газеты и журналы. Остаться в стороне от войны не могло даже исключительно модное женское издание – Vogue. Расскажем, как редактор британского Vogue Одри Уизерс за военные годы превратила его в прогрессивный, влиятельный, политический журнал.

Девушка из либеральной семьи

Одри Уизерс родилась в 1905 году в графстве Ланкашир в необычайно вольнодумной семье для своего времени. Ее мать Мэри Уолли Саммерс закончила оксфордский колледж и принадлежала к семье, которая владела компанией, управлявшей сталелитейным заводом. Отец Перси Уизерс, врач и писатель, рано прекратил медицинскую практику из-за плохого здоровья.

Семья Уизерс переехала в США, там и выросла Одри вместе со старшей сестрой и младшим братом. Первое образование они получили от гувернантки.

Отец Одри, человек либеральных взглядов, дружил с творческими людьми, среди которых поэт Роберт Бриджес и художник Пол Нэш. Он всегда поощрял в дочерях самостоятельность, что было нетипично для времен, когда единственным предназначением девушек считалось удачное замужество.

В 1927 году Одри Уизерс заканчивает тот же колледж в Оксфорде, что и ее мать, получает диплом по философии, политике и экономике и решает делать карьеру в издательском деле. Для этого она сначала устраивается в книжный магазин, а затем в рекламный отдел издательства.

Начало карьеры Уизерс пришлось на годы Великой депрессии. Девушку увольняют из издательства на том основании, что хотят взять на ее место мужчину – тогда подобный предлог был вполне законным. Несколько месяцев Одри была безработной и жила на скромное пособие от дяди, пока не наткнулась на объявление, что Vogue требуется заместитель редактора.

В то время у журнала был небольшой штат сотрудников, и Одри быстро поднялась по карьерной лестнице. В 1940 году основатель британского Vogue Гарри Йоксолл назначает 35-летнюю Узерс редактором.

Читать по теме:КультураЗа что мы любим Анну Винтур

Мода неистребима

На фоне обломков разрушенного фашистскими бомбами здания стоит женщина, одетая в элегантную шляпку, перчатки и безукоризненный костюм. Подпись гласит: «Мода неистребима», — и это то, что Одри Уизерс, редактор Vogue военного времени, хочет сказать всем женщинам Британии. Жизнь продолжается, хоть и не такая, как прежде.

Этот легендарный снимок фотографа Сесила Битона Одри Уизерс опубликовала в Vogue во времена лондонского «Блица» – серии немецких бомбардировок Британии в 1940-1941 годах. Она проверяла страницы журнала, перед тем как отдать номер в печать, в своем импровизированном кабинете в подвале штаб-квартиры Vogue Олд-Бонд-Стрит, пока на город сыпались бомбы.

Уизерс ездила на работу на велосипеде, а в свободное от занятия журналом время старалась быть полезной на внутреннем фронте: присоединилась к Лондонской пожарной бригаде в качестве добровольца — была водителем для старших офицеров. Водить пожарную машину Одри не разрешили, несмотря на наличие лицензии на управление тяжелым грузовым транспортом, чем Уизерс была немало разочарована.

Заниматься издательством в военное время чрезвычайно сложно: количество бумаги строго нормировано, а к 1941 году и одежду стали выдавать по талонам – для модной индустрии, которая базируется на стремлении к красивому и новому, это несомненно было проблемой.

Уизерс поручила дизайнерам показать, как женщины могут разнообразить ограниченный набор одежды, журнал призывал англичанок чинить и перешивать старые вещи. Vogue публиковал советы по самостоятельному выращиванию овощей и вводил в моду короткие стрижки на фоне новостей о том, что женщины на заводах запутываются длинными волосами в станках.

Идея писать о стиле в условиях войны может показаться странной, но сохранение подобия нормальной жизни считалось важным актом неповиновения нацистам. Уизерс регулярно встречалась с представителями министерств финансов и информации. Те считали журналы более эффективным каналом общения с женщинами, чем газеты. А Vogue в этом смысле был особенно важен, ведь его аудиторией были влиятельные женщины, которые могли задавать тренды.

Одри Уизерс не хотела ограничиваться пропагандой и печатала в модном журнале сводки и фотографии с фронта. Она была уверена, что новости о модном цвете шляпок в этом сезоне и о массовых убийствах женщин и детей в оккупированной Франции будут одинаково интересны читательницам. Как напишет Уизерс в 1946 году:

Это просто несовременно — не знать или не интересоваться тем, что происходит вокруг тебя.

Война закончилась — борьба за освобождение женщин осталась

Военное время было революционным для Vogue, и Одри Уизерс оказалась идеальным редактором для такого сложного периода. Позже она сама напишет, что не была бы таким хорошим руководителем журнала в другие времена. Ее мало интересовала мода, но она верила, что современную женщину должны занимать самые разные темы и оставаться просто фэшн-изданием больше нельзя.

После войны Одри Уизерс боролась как могла с ожиданиями американских издателей, что Vogue вернется к прежнему формату исключительно модного журнала. В 1946 году она написала письмо редактору американского Vogue Эдне Чейз. В нем она утверждала, что издание должно стать прогрессивным и охватить «каждую тему, в которой в настоящее время заинтересована интеллектуальная утонченная женщина». Уизерс настаивала на том, что нельзя игнорировать политику, ведь она формирует все в жизни женщин – от образования до цен в магазинах.

Одри Уизерс старалась раздвигать границы и в 50-е годы: наняла девушку-автокорреспондента, хотя очень немногие женщины в то время умели водить машину. Гордилась тем, что сделала редактором отдела красоты Эвелин Форбс – мать четверых детей, которая содержала семью. Публиковала статьи Симоны де Бовуар, Бертрана Рассела, Марганиты Ласки.

Уизерс подала в отставку в 1959 году, после чего отошла от общественной жизни, но осталась в истории Vogue как редактор, которая провела журнал через войну и показала женщинам, что мода неистребима.