Подобный опыт проводили раньше, но уже с другими исполнителями — даже в России прибегали к показу проекции человека. Рассказываем, почему подобная мера как минимум неэтична и как вообще появились музыкальные голограммы.
Они появились раньше, чем ты думаешь
Цифровые проекции мелькали на сцене или подиуме давно. В 2006 году цифровая версия Кейт Мосс выступала на шоу Александра Маккуина, через пару лет Фрэнк Синатра «спел» с Алишей Киз, в 2009-м Элвис Пресли на шоу American Idol «выступил» с Селин Дион.
Стараниями дизайнеров не только оживляли умерших звезд, но и создавали инфлюэнсеров нового поколения. 22 августа 2009 года виртуальная исполнительница Мику Хацунэ впервые спела «вживую» в Токио в рамках фестиваля Animelo Summer Live 2009. Механика была далека от техники, с которой возвращали к жизни знаменитостей: изображение певицы передавалось на широкий белый экран, в то время как остальные участники группы были вынуждены играть под основной сценой. Позже проблему устранили, и голограмма девушки, которая оставалась на полупрозрачном экране, выступала вместе с музыкантами.
Технологию доработали, создав видимость объема: если в 2012 году на Coachella выступала проекция Тупака Шакура, то впоследствии компаниям Hologram USA и Pulse Evolution удалось сделать полноценные голограммы Майкла Джексона, Рональда Рейгана, Мэрайи Кэри. В 2018 году BASE Hologram и вовсе дала зрителям возможность посетить концерт оперной исполнительницы Марии Каллас, умершей 43 года назад.
С одной стороны, подобные технологии позволяют зрителям вновь увидеть кумира и понять, как тот вел себя на сцене. Журналист Daily Mail Дженнифер Рубин посетила концерт Хьюстон в Шефилде, отметив, что порой голограмма достоверно передавала образ певицы.
Во время номера Higher Love «Уитни» семенила по сцене, словно гейша, постукивала по микрофону пальцами, как это делала настоящая Уитни. У нее даже был платок, чтобы вытереть пот.
— пишет она.
С другой, многие критики отмечают, что технология не возрождает кумиров, а выкапывает из могил и танцует на их костях.Технология упрощает организацию, но игнорирует здравый смысл
Для начала оговоримся, что использовать голограммы выгодно самим же правообладателям. Хотя сама технология не из дешевых, она защищает от издержек: болезни или смерти знаменитости, внезапного нервного срыва или передозировки психотропными.
Вы получаете симулякр артиста, поющего новые хиты, выступающего в качестве бэк-вокалиста или исполнителя речитатива на записях других людей, либо появляющегося в фильмах. Все, что вам остается, — раздобыть для звукозаписи программное обеспечение, которое поможет достоверно сгенерировать голос.
— отмечает музыкальный журналист Саймон Рейнольдс.
Однако Рейнольдс же призывает не забывать: подобная мера закрепляет рабство человека.
Я бы сравнил подобное положение дел с эксплуатацией. Применительна такая формулировка для случаев, когда звезда при жизни не давала согласие на проведение голо-тура. Это создает почву для недобросовестной конкуренции. Признанные знаменитости доминируют на рынке после смерти и буквально задавливают новых артистов.
— продолжает он.
Голограммы звезд уже критиковались в массовой культуре — шоураннерами сериала «Черное зеркало». В эпизоде из пятого сезона под названием «Рейчел, Джек и Эшли Вторая» зрителю показывается история поп-айдола Эшли О. Она молода и успешна, а куклы под названием Эшли Два, которые обладают личностью певицы, разлетаются из магазинов за считанные часы. На деле Эшли несчастна: ее фактически эксплуатирует тетя, являющаяся менеджером проекта. Со временем девушка отбивается от рук, и алчная родственница вводит ту в искусственную кому, создает голограмму и заставляет проекцию работать. Отчасти сценаристы предсказали годом ранее то, что происходит уже сейчас.
В стремлении заработать на фанатской любви корпорации уйдут от этики и начнут эксплуатировать призраков.
Голливудские звезды давно это поняли и решили защищать свою посмертную неприкосновенность. По данным The Guardian, актер Робин Уильямс заверил у юристов документ, который гарантирует защиту его образа от использования в дальнейшем. В течение 25 лет после гибели Уильямса дизайнерам запрещено вставлять CGI мужчины в условный фильм или создавать голограмму.
Когда я умру, танцуйте на моей могиле, а цветы поливайте тем, что пьёте сами. Делайте что угодно, только не нужно клонировать меня, потому что клон никогда не будет таким, как я.
— говорил он.
Технология все еще пугает
Даже если ненадолго оставить мысли об этичности мероприятия и постараться насладиться шоу, это удастся с трудом. Технологии несовершенны, фактически сейчас мы наблюдаем то, что японский робототехник Масахиро Нори назвал эффектом «зловещей долины». Голограммы, хотя похожи на людей, обладают недоработанной мимикой, несовершенными движениями, что вызывает неприятие зрителей.
С моего места на балконе Уитни слишком похожа на пластиковую куклу. Особенно странным показалось переодевание. Хьюстон исчезала и через несколько мгновений показывалась в новом образе, будто пользовалась транспортером из «Звездного пути».
— подчеркивала Рубин.
Об этом говорили и многочисленные зрители шоу: они жаловались, что звук сильно отставал от видео, что движения голо-музыкантов топорные, что сами по себе проекции пугают.
Однако участники процесса не согласны с претензиями: вот что говорит стилист и костюмер Тимоти Снелл, занимавшийся обликами для голо-Уитни.
То, что я скажу, не для широких масс: вы же смотрите не на Уитни Хьюстон. Вы наблюдаете за новым опытом.
— отмечает он.
Сама по себе технология инновационна: она позволяет встретиться с умершими людьми и застать «вживую» своих кумиров. Стоит вспомнить эксперимент китайских специалистов, который позволил поговорить женщине с дочкой в феврале этого года , погибшей три года назад.
Однако мастера, похоже, не думают об этичной стороне вопроса и о том, каково родственникам осознавать, что они общаются не со своим близким, а лишь с его проекцией. Создатели голограмм не зацикливаются на вопросе, допустимо ли вообще использовать человека против его воли, даже если его не существует.