Надо сказать, фильмы Кар-Вая обладают особым киноязыком: здесь мастер переплетает между собой мотивы, ранее обозначенные Микеланджело Антониони, Альфредом Хичкоком, Мартином Скорсезе, Хулио Кортасаром, Харуки Мураками, при этом он умело сочетает их с собственными воспоминаниями о детстве. На выходе получаются трогательные ленты, воспевающие любовь во всех ее проявлениях. Рассказываем о фильмах, с которых стоит начать знакомство с режиссером.
«Любовное настроение» (2000)
Гонконг 60-х, две супружеские пары заселяются в дом, где только что сняли квартиры. Соседи знакомятся и понимают: между ними много общего. Журналист Чоу и секретарша Су страдают от того, что их партнеры совсем не уделяют им внимания, пропадая на работе. Позже выясняется, что те изменяют Чоу и Су друг с другом. Поначалу шутя, а затем уже всерьез герои желают отплатить предателям той же монетой. Так, рождается союз, где, к тому же, есть место и творчеству: мужчина и женщина задумали написать приключенческий роман.
Работая над «Любовным настроением», Вонг Кар-Вай обращался к воспоминаниям о детстве: зачастую люди тех времен даже помыслить не могли о таком понятии, как приватность — они оставались в тесных коммуналках, где стирались всяческие границы. Поэтому-то истории измен вроде той, что обозначил режиссер, не были редкостью. Однако времена изменились, да и люди стали более трепетными к переживаниям близких, потому «Любовное настроение» так пугает западного зрителя, но вместе с тем окунает в неизведанный для него мир.
Здесь стоит внимания каждая деталь, будь то музыкальная композиция, цветовая гамма или платья Су, меняющиеся в каждой серии. Все направлено на то, чтобы передать чувства героев по поводу происходящего.
«Чунгкингский экспресс» (1994)
Его мы упоминали в самом начале, однако стоит рассказать о фильме подробней. Двое полицейских с жетонами № 223 и № 633 страдают от невыносимого одиночества — судьба разделила их с возлюбленными. Она же сводит их с другими притягательными женщинами. Первая, роковая блондинка, спасается от бывших партнеров по бизнесу и молит № 223 о помощи. Вторая, скромная на вид шатенка, торгующая фастфудом, давно хочет стать ближе к № 633 — она доходит до того, что обманом получает копию ключей от дома мужчины и проводит там свободное время, пока того нет на месте.
Полицейский замечает, что кто-то хозяйничает в квартире, но ничего не понимает. Минута за минутой криминальная драма о погоне за преступниками перерастает в неспешный рассказ о любви, где герои танцуют под California Dreamin, едят просроченные консервированные ананасы и теряют всякий счет времени.
«Прах времен» (1994)
Уян Фенг вынужден начать жить заново: любимая вышла замуж за его старшего брата, карьера фехтовальщика не задалась. Мужчина в отчаянии уходит в пустыню, где помогает друзьям, что хорошо владеют клинками, найти работу, где требуется убивать. Фенг поначалу холоден, циничен, бесстрашен, однако герой все больше осознает, насколько он одинок. Раз в год Уяна навещает друг, и однажды он привозит вино забвения, с помощью которого можно забыть прошлое…
Лента в жанре «уся», известном эпическими боевыми сценами, оказалась незамеченной ни зрителями, ни критиками: ее показывали только в странах Азии, да и обозреватели посчитали ее слишком сложной для восприятия. Однако ее стоит посмотреть хотя бы ради превосходной игры с цветом — агрессивные, но вместе с тем всепоглощающие желтые тона исцелят твою душу, тронутую холодной осенью.
«Дикие дни» (1990)
Юдди — типичный плейбой. Женщины без ума от него, сам мужчина не нуждается в деньгах. Казалось бы, что еще нужно от жизни? Однако он ничего не знает о своем прошлом, и это не дает ему успокоиться. Возникает парадокс: с одной стороны, Юдди создает для себя кодекс и четко ему следует — уклоняется от обязательств и остерегается привязанностей. С другой — он отчаянно желает найти биологическую мать и узнать, какая жизнь для него была уготована на самом деле.
В «Диких днях» Вонг Кар-Вай не просто рассказывает о вечном любовнике, который стесняется собственных чувств, но и прослеживает страшную для азиатского человека проблему — разрыв связей с прошлым. Кадр за кадром Юдди, а вместе с ним и зритель, понимает, насколько же герой был юн, и на протяжении всей ленты мужчина проходит страшный путь от юноши, не способного на рефлексию, до цельной личности, что осознает всю тяжесть своего положения.