От нездоровых стандартов к многообразию
Существует узкое и широкое понимание инклюзивности. Первое учитывает потребности отдельных категорий, например людей с инвалидностью, которые по определенным причинам не могут пользоваться инфраструктурой, рассчитанной на усредненного пользователя.
Второе направлено на создание среды, доступной всем вне зависимости от различных категорий: роста, веса, гендера, расы. Обычно, когда идет речь об инклюзивности в дизайне и моде, ее упоминают как раз в узком смысле, хотя о широком тоже не забывают.
В адрес модных домов до сих пор слышатся обвинения в дискриминации неугодных типажей, и неспроста. Бывший главный редактор Vogue Australia Керсти Клеменс объясняет это тем, что типовая модель все еще является высокой и чрезмерно стройной девушкой. По ее словам, это выгодно дизайнеру: костюм не придется подгонять под отдельно взятую девушку, да и смотреться он будет выигрышно.
— писала она в 2013 году в книге The Vogue Factor.
Поначалу на подиумах господствовали стройные и порой болезненно худые модели. Однако примерно после 2015 года дизайнеры обратили внимание на другие категории, не подходящие под типаж человека, которому подошла бы одежда из коллекции. Сначала Алессандро Микеле в своих первых коллекциях для Gucci смешал мужское и женское, уничтожив тем самым разделение на мужское и женское. Эту тенденцию подхватили Vetements, чьи модели выглядели как самые обычные прохожие с улицы.
Модельеры, а вслед за ними и зрители начали осознавать, что мода должна быть для всех. Даже непокорные Victoria’s Secret поздно, но все же поняли это в 2019 году, взяв в штат трансгендера и плюс-сайз модель.
Нужно учитывать потребности всех, а это нелегко
Хотя для людей с нестандартными параметрами или гендерной идентичностью нашлось место, оставалась другая задача: как адаптировать моду под пользователей с заболеваниями или состояниями, меняющими качество жизни? В интервью Wonderzine куратор курса дизайна Британской высшей школы дизайна Анна Черных на примере людей с ДЦП объясняет основные сложности, с которыми сталкивается конструктор инклюзивной одежды.
По ее словам, у таких потенциальных покупателей бывают резкие спатические движения, которые сам человек не в силах контролировать, и потому некоторые детали в костюме должны быть из особо прочных материалов. Пуговицы, утверждает Черных, бесполезны — вряд ли человек будет их застегивать. Обратила внимание Анна и на колясочников, у которых часто пачкаются манжеты и штанины. Для них ткань должна быть водонепроницаемой, чтобы ее можно было протереть.
Не все дизайнеры, особенно относящиеся к масс-сегменту, могут позволить себе подразделение, отвечающее за одежду для людей с инвалидностью. Для этого следует учитывать нужды множества категорий и позволять себе долгие темпы создания, увеличение штата, проведение фокус-групп с респондентами, и это не всегда укладывается в бюджет. Однако есть несколько домов, которые и здесь совершили прорыв, не просто создавая костюмы для всех, но и формируя пространство с доступной модой.
Навстречу людям, нуждающимся в комфорте
Одним из таких брендов стал Tommy Hilfiger, запустивший еще в 2016 году линейку для детей с инвалидностью. Чуть позже он занялся коллекцией и для взрослых, а для продвижения основал кампанию с паралимпийским золотым медалистом Джереми Кэмпбеллом, танцовщицей Челси Хилл, живущей с парным параличом конечностей, поваром Джеремией Джози с аутизмом и Мамой Какс — блогером с протезом.
![](https://img.heroine.ru/Plp4Yg0Unbgq8YoyCEUDmhDaiOz1ZtLmTTxP-TV5JD4/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF9yaDJQelhmdTJPWVFZLnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_rh2PzXfu2OYQY-812x900.png)
![](https://img.heroine.ru/M7a3jcB3Ib8tcZ3DvZA25Idbd7KBR3GQQGFzq2OkVVA/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF9xbnBVTjVIS0Fqd1F0LnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_qnpUN5HKAjwQt-812x900.png)
![](https://img.heroine.ru/85QX5o3UW7aU3RP0fFb89RX9MUOpOYeNC0POaa4qldE/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF9vTExsZjd2UFR3M3c3LnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_oLLlf7vPTw3w7-812x900.png)
Tommy Hilfiger отказался от пуговиц и молний и перешел на более удобные магнитные застежки, пришитые по бокам, чтобы можно было добраться при необходимости до протеза. Платья от бренда снабжены застежками на плечах, чтобы не приходилось поднимать руки вверх и снимать вещь через голову.
Появляются даже марки стильной одежды, направленные только на определенные категории: FFORA, созданная Люси Джонс, проектирует одежду и акссесуары для колясочников. Началось все спонтанно: Джонс, обучавшаяся в Школе дизайна Парсонс, задумалась о доступности своих костюмов после того, как обстоятельно побеседовала с одним из членов семьи — у того был церебральный паралич. Девушка начала работать с членами сообщества инвалидов, чтобы узнать об их видении индустрии.
![](https://img.heroine.ru/F3bP7z_glbVxuvrXq_2fi_mndPE0zzN5-ZAH65B6_iM/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF9YclNOZzBSREc3eEVULnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_XrSNg0RDG7xET-812x900.png)
![](https://img.heroine.ru/yCPMPbHE-sKlarLMsTQhEx4LQYcLhO5ytJn4kgNc69I/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF8ydEdIUEtpZmxiVnZzLnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_2tGHPKiflbVvs-812x900.png)
![](https://img.heroine.ru/JcJfnUHq_D0vXVYRxxKyFmC1e2ABvCc64g7s8ukfQcU/rs:fill:812:421:0/g:ce:0:0/c:0:0/aHR0cHM6Ly9oZXJvaW5lLnJ1L3dwLWNvbnRlbnQvdXBsb2Fkcy8yMDIwLzAyLzIxL2hlcm9pbmUucnVfMjEuMDIuMjAyMF91UkxnUXhUOWlvVkN3LnBuZw?origin=2020/02/21/heroine.ru_21.02.2020_uRLgQxT9ioVCw-812x900.png)
Выяснилось, что многие из ее подопечных ощущали себя ненужными модной индустрии: им казалось, что дизайнеры учитывают пожелания только среднего покупателя. Тогда Джонс занялась адаптивной модой.
— утверждает Джонс.
Эту же тенденцию задали и Chromat. Основав марку в 2010 году, Бекка МакКарен-Тран сразу поставила перед собой задачу: создавать красивые и доступные наряды. Она одной из первых приглашала на показы плюс-сайз моделей, а в 2016 году пошла дальше и позвала на осенне-зимнее шоу моделей с ДЦП, ампутациями, синдромом Дауна.