Как люди объясняли появление психических расстройств в разные века
Дар или кара богов
В древности отношение к психическим заболеваниям было продиктовано мифологическим мышлением людей того времени. Во многих цивилизациях отклонение в поведении человека от принятых в обществе норм считали прямым воздействием божественной силы. Только вот мнения о характере этого воздействия расходились. В некоторых случаях оно считалось даром – сумасшедших нередко принимали за провидцев, посланников высших сил, а их странное поведение приписывали общению с богами. В других, когда безумие носило агрессивную форму, его считали проклятием, которым боги покарали человека за его поступки. В Древней Месопотамии ментальные расстройства называли «руками» божеств, имея в виду, что с их помощью та или иная высшая сила управляла человеком. Так были названия недугов «рука Иштар», «рука Шамаша» и других божеств. Сохранившиеся до наших дней описания этих болезней настолько общие, что невозможно определить, какими конкретно психиатрическими диагнозами они могли бы быть.
В античных мифах помутнение рассудка нередко изображалось как божья кара, которая приводила героя к ужасным поступкам. К примеру, богиня Ата по наставлению Геры набрасывает на Геракла повязку безумия, и он убивает своих детей.
В то же время античные философы, не отрицая мистического значения психических расстройств, начинали искать их связь с нарушением физических функций организма. Уже тогда отдельные исследователи начинают предполагать, что безумие – тоже болезнь, как простуда или сифилис, а значит, ее можно лечить. Однако до полноценного понимания природы ментальных расстройств еще очень далеко.
Одержимость демонами
Наряду с божественным происхождением психических расстройств появилась и другая мистическая теория – об одержимости человека демонами. Древние китайцы считали, что сильные эмоциональные переживания делают нас уязвимыми к проникновению в тело злых духов. Такие сверхъестественные представления о природе ментальных расстройств в Китае продержались куда меньше, чем в Европе, и быстро сменились более рациональным и научным подходом. В средневековой Европе душевнобольных людей, разумеется, не ждало ничего хорошего. Вся медицина (если ее можно так назвать) сводилась к религиозным представлениям о божественном и дьявольском. Психически нездоровые люди подвергались обрядам экзорцизма, а во времена охоты на ведьм именно они, особенно женщины, становились главной мишенью инквизиции.
Результат моральной распущенности
Еще одной причиной психических расстройств во времена господства церкви считали моральную распущенность человека. Безумие часто воспринималось как испытание веры или наказание за грех.
С таким подходом неудивительно, что методы лечения ментальных расстройств в то время не предполагали гуманного отношения к пациенту. Больному сверлили череп, чтобы высвободить демона через получившееся отверстие, делали кровопускание, пороли, чистили кишечник.
Уже в 15 веке начинает формироваться идея об изоляции душевнобольных от общества. Долгое время такие люди находились на попечении у родственников, не представлявших, что с ними делать. Пристанищем безумцев становились работные дома, тюрьмы и богадельни, а со временем появились первые частные сумасшедшие дома. Все эти учреждения нужны были не чтобы помочь людям с ментальными расстройствами, а чтобы избавить от них общество.
Физический недуг
В эпоху Просвещения по мере развития научного знания психические расстройства начинают восприниматься как конкретное физическое явление, не связанное с моральной чистотой человека или божественным вмешательством. Однако на обращение с больными это повлияло не в лучшую сторону – к ним стали относиться, как к животным. Любые отклонения от норм поведения предлагалось сдерживать насильно: больных держали в цепях, морили голодом, пороли. Все это должно было смирить животные страсти пациента и призвать его к благоразумию. Сумасшедшие дома, которые в то время уже были довольно сильно распространены в Европе, больше напоминали тюрьмы, а больные – заключенных. Самое известное подобное учреждение – Бетлемская королевская больница в Лондоне. Ее название со временем превратилось в нарицательное слово «бедлам», обозначающее хаос, который творился там в 16 веке.
Заключенные в Бедламе люди содержались в ужасных условиях безо всякой адекватной помощи и нормальных бытовых условий. Кроме того, в истории больницы был период, когда в Бедлам водили экскурсии для зевак, желающих посмотреть на безумцев. Такие посещения были, с одной стороны, способом заработать для больницы, с другой – назиданием людям, которые решат пренебречь религиозной моралью. Иррациональное представление, что безумцы чем-то заслужили свой недуг, продолжало царить в обществе, так как было удобным средством манипуляции.
В 19 и 20 веках психиатрическая наука одновременно поражала достижениями и антигуманностью. В Европейских странах появились обширные сети психиатрических учреждений, были приняты законы, обязывающие власти брать на государственное попечение психически нездоровых людей.
Возникли разные формы лечения ментальных расстройств: психоанализ, электрошок, лекарственная терапия и психохирургия. Врачи не могли сойтись во мнении, на какие методы – психотерапевтические или физические – стоит сделать упор в работе с пациентами.
Тем не менее большинство учреждений того времени продолжали напоминать скорее тюрьмы, чем больницы. Вместо квалифицированного персонала в них были надзиратели, а их усилия концентрировались на том, чтобы изолировать душевнобольных людей от общества.
Сторонники физических методов лечения ментальных расстройств, которых в первой половине 20 века было особенно много, искали универсальный способ, который бы помог сделать больных управляемыми. Агрессивные пациенты требовали усиленного надзора, дополнительного персонала и представляли угрозу для общества, а потому содержать их было экономически невыгодно. А так как чаще всего пациенты психиатрических клиник больше никогда их не покидали, уход за ними растягивался на долгие годы и доставлял немало проблем.
В 1935 году португалец Эгаш Мониш придумал лоботомию, за что впоследствии получил Нобелевскую премию. Он изобрел операцию по иссечению лобной доли мозга (позже ее стали проводить и на других долях). В результате нее поврежденный участок мозга переставал воздействовать на другие структуры центральной нервной системы. Мониш быстро объявил лоботомию эффективным методом лечения психических расстройств, написал сотни книг и распространил свою технику по всему миру. Как известно теперь, на деле он понаблюдал лишь за несколькими прооперированными пациентами, а судьбой остальных не интересовался. К тому же под «выздоровлением» понимался тот факт, что больной переставал быть буйным, а превращался в овощ, его личность начинала стремительно деградировать.
Дешевым и быстрым методом лечения ментальных расстройств Мониша пользовались вплоть до 50-х, когда уже появились достаточные данные о вреде лоботомии, и процедуру запретили. За это время калечащей операции подвергли сотни людей, особенно много их было среди американских солдат, вернувшихся со Второй мировой войны с тяжелыми посттравматическими расстройствами.
К началу 21 века психиатрическая наука шагнула далеко вперед от больниц-тюрем и пыточных методов лечения. Морально сомнительные и физически опасные формы терапии вроде лоботомии и применения тяжелых нейролептиков остались в прошлом. Ученые с каждым днем совершенствуют понимание природы и механизма психических расстройств, хотя, безусловно, в этой теме еще очень много былых пятен. А общество анализирует пагубный опыт неадекватного отношения к ментальным болезням, которые часто использовались в карательных целях.
Читать по теме:Что каждый должен знать о психических заболеванияхБорьба с неугодными: как психиатрия стала средством манипуляции
Крайне скудные знания о психическом здоровье породили много стигм по отношению к людям с ментальными расстройствами. Их всегда считали опасными, интеллектуально неполноценными, отличными от окружающих, а потому заведомо враждебными. В лучшем случае к душевнобольным относились с жалостью или презрением, в худшем – с ненавистью и страхом.
Эти стигмы создали благодатную почву для политических манипуляций, превратив тему психических болезней в способ борьбы с неугодными. Примеров такой борьбы в истории более чем достаточно.
Самая популярная и общеизвестная иллюстрация такой манипуляции – карательная психиатрия в СССР. Во времена тоталитаризма она была поставлена на поток и стала одним из основных инструментов репрессии. Человека могли поместить в психиатрическую лечебницу за попытку незаконно пересечь границу, участие в правозащитных акциях, жалобу на чиновника и любое неугодное властям поведение. Перед большими государственными праздниками практиковали превентивное заключение инакомыслящих в лечебницы, чтобы они не могли стать причиной беспорядков. Однако СССР далеко не единственная страна, где психиатрию использовали в карательных целях. Еще в Российской империи человека могли объявить сумасшедшим и отправить в соответствующие учреждения за политические высказывания. К примеру, так было с русским философом 19 века Петром Чаадаевым, который, возможно, стал прототипом литературного героя Александра Чацкого. Тем не менее в царской России такие случаи были единичными и карательная психиатрия еще не стала полноценным государственным институтом.
Злоупотребления психиатрией в политических целях широко практиковались в нацистской Германии. Там психически нездоровых людей убивали или принудительно стерилизовали, чтобы очистить нацию.
В США в 19 веке в манипулятивных целях был придуман психиатрический диагноз «драпетомания» — им объясняли склонность чернокожих рабов к побегу от хозяев. Позже этот диагноз был объявлен антинаучным.
В Америке 20 века с помощью карательной психиатрии боролись с диссидентами. Так, в 1927 году участницу демонстраций за права рабочих Аврору Анжело направили в психиатрическую лечебницу.
Женщины во все времена чаще подвергались стигматизации из-за ментальных расстройств и карательному действию психиатрии. Душевной болезнью объясняли любые отклонения в поведении женщины от общепринятых норм – от гинекологических болезней до желания улучшить свое положение в обществе.
Как началась дестигматизация психического здоровья
Движение по защите душевнобольных и избавлению темы ментального здоровья от вредных стереотипов началось еще в 19 веке. Современному, более адекватному отношению к теме психических расстройств в обществе мы отчасти обязаны усилиям Доротеи Дикс. Это активистка, жившая в 19 веке и защищавшая права душевнобольных. Во многом благодаря ее работе в США стали появляться первые специальные лечебные учреждения для людей с ментальными расстройствами, которые до этого содержались только в богадельнях и тюрьмах. Благодаря усилиям правозащитных движений в разных странах мир обратил внимание на проблему карательной психиатрии. А достижения науки позволяют снять все больше заблуждений и страхов по поводу ментальных расстройств.
К началу 21 века общественная дискуссия на тему психического здоровья значительно поменялась. Все чаще селебрити открыто признаются в своих ментальных проблемах, что разрушает репутацию этих заболеваний, как ненормальных, стыдных и опасных для общества.
В соцсетях возникают движения по развитию осведомленности о психическом здоровье, появляется больше адекватной информации на эту тему в СМИ.
Все это помогает нам окончательно попрощаться с травмирующими стереотипами о ментальном здоровье, а значит, вовремя диагностировать свою проблему и успешней с ней справиться. Однако при всех позитивных достижениях науки и общества в сфере психических расстройств, этот путь еще далеко не закончен.