Образ жизни

Почему мы скупаем все подряд, хотя на дворе кризис

11110
0
Прогнозы в настоящее время неутешительные: Кремль готовится к самому сильному экономическому кризису за последнее десятилетие, как сообщают «Известия». Ожидается, что доходы населения станут меньше на 17%. Если раньше, по мнению минфина Антона Силуанова, были еще «тучные времена», то сейчас мы переживаем о том, что нас ждет. И такая ситуация по всему миру.

Однако на этом фоне люди поспешно скупают все подряд. Первыми на это обратили внимание китайские предприниматели, уже пережившие длительную изоляцию. Теперь очередь Европы. Рассказываем, откуда в нас стремление тратить во время кризиса последние деньги на спонтанные покупки.

Мы привыкли запасаться ресурсами перед тяжелыми временами

Изначально это было заметно по тому, с каким рвением посетители супермаркетов скупали товары первой необходимости: гречку, туалетную бумагу, антисептики. Иногда доходит до абсурда: обозреватели «РИА Новости» обратили внимание в одном из магазинов на пенсионерку, сметавшую с полок пачки спичек, хотя у нее электрическая плита. Она, как сама заметила, делала это для того, чтобы дома был запас.

Со временем желание не остаться ни с чем во время затяжного кризиса переходит на товары, без которых можно прожить. Во многом это связано с воспитанием и ментальностью русского человека: люди, родившиеся до 1980-х годов, застали пустые полки магазинов, очереди за дефицитными товарами и не желают иметь дело с этим вновь.

Весь мир столкнулся с revenge buying

Дословно с английского эту фразу можно перевести как «шопинговое возмездие», и впервые ее использовали аналитики бизнес-изданий. Люди, которые месяцами сидели дома и изнывали от тоски, наконец могут пройтись по магазинам и порадовать себя новыми вещами. Тем, кто переживает карантин, такое поведение тоже свойственно, но уже при онлайн-покупках. Обозреватели Bloomberg привели высказывание Энди Ли, 29-летнего финансового технолога из провинции Шаньси в Китае: с момента ослабления карантинных мер он уже трижды посещал торговые центры и спонтанно приобретал вещи.

Я был в ловушке дома целый месяц. Жилой комплекс практически заперли, нам не разрешали выходить за его пределы. Теперь же я чувствую себя свободным.

— подчеркивает Ли.

Такое поведение характерно не только для Ли: в первый день открытия бутика Hermès в китайском Гуанчжоу выручка составила почти 3 миллиона долларов, и с каждым днем ситуация улучшалась.

Читать по теме:Образ жизниКоронавирусный словарь: 9 терминов, которые нужны при обсуждении пандемии

Мы готовимся к скачкам доллара

Нестабильный курс валюты заставляет людей принимать необдуманные решения и скупать то, без чего можно обойтись: новый мобильный телефон, третий холодильник, шестой пылесос. Заметил эту закономерность в беседе с Forbes сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев.

Все уже выучили политику компании, что цена по всему миру более или менее одинаковая. Ну с учетом, где больше, где меньше НДС и так далее. В целом отпускные цены везде одинаковые. Соответственно, все понимают: если iPhone 11, который является для части населения предметом желания,  до этого стоил — в условных цифрах скажу — 100 тысяч, то при изменении курса он 100% будет стоить 120 тысяч. 20 тысяч — большие деньги, и люди ощущают эту разницу. И все, кто откладывали и думали: «Ну когда-нибудь я себе позволю», поняли — либо сейчас, либо никогда. Пошли и купили.

— отметил он, рассуждая о росте спроса на брендовые смартфоны.

Хотя после переговоров России и Саудовской Аравии и изменения цен на нефть курс доллара пошел на спад, не факт, что ситуация останется такой надолго. Это и побуждает вкладывать последние сбережения в крупные покупки.

Сами магазины стимулируют нас покупать

Сложившаяся ситуация бьет по малому и среднему бизнесу, который не всегда обладает финансовой подушкой и неспособен выплачивать зарплаты сотрудникам, несмотря на указания президента. По этой причине владельцы брендов, особенно локальных и малоизвестных, объявляют распродажи: чтобы возместить расходы на производство или закупку новой коллекции и обеспечить средствами своих работников.

В это непростое для всех время мы хотим не только сохранить наше любимое дело и каждого члена команды, но и поддержать вас, поскольку все мы сейчас находимся в одной ситуации. Мы еще никогда не давали скидок на новые коллекции в самом начале сезона, но понимаем, что сейчас это — необходимость. Мы приняли решение дать скидку 20%, она распространяется на весь ассортимент.

— объявили у себя в инстаграме основатели бренда одежды Samchuk.

С подобной ситуацией столкнулись и владельцы крупных сетей: еще 22 марта петербургский отдел KP.ru отмечал, что в торговый центрах «начались распродажи под стать новогодним»: торговые центры вынуждены объявлять большие скидки, чтобы не разориться. Мы же видим резкое снижение цен и не можем противостоять возможности приобрести все сразу, да еще и с выгодой.