Ранее мы рассуждали о ностальгии по временам, которые не застали, — здесь же другой случай. Heroine расскажет, почему мы так сильно ждем перезапуски сериалов и фильмов из 90-х.
Они действуют на нас как машина времени
Основному потребителю контента, который ждет перезапуски, сейчас от 18 до 30 лет, то есть он родился в промежутке с 1989 до 2002 года. Если младшие поколения лишь наблюдали за жизнью в 90-е, смотря за приключениями любимых героев, то люди постарше сами застали тогдашние реалии. С этим согласна и колумнистка американского Vogue Сара Моуэр, размышлявшая о феномене в 2015 году.
— подчеркивает Моуэр.
Дополняет картину и то, что для американского жителя 90-е во многом были проще. Журналистка издания Independent Энни Лорд напоминает, что девяностые были временем относительного процветания: студенты могли получать бесплатное образование, медицина финансировалась настолько хорошо, чтобы пациенты не спали в коридорах, а на молодежь не давили с призывами осознанно потреблять или прекращать использовать любимые продукты для процветания всего человечества. Контент той поры напоминает американцу о славных, но давно ушедших деньках. В России этот период прошел иначе. Государственный переворот и дальнейшая разруха поместили людей в условия, в которых нужно было ни много ни мало выживать, — какое уж там образование и доступное лечение. Однако 90-е для подростка из бывшего СССР — ощущение свободы. С падением «железного занавеса» на него обрушилась новая информация в виде фильмов, мультсериалов, игр на консолях — они производили неизгладимое впечатление на бывшего жителя Советов и вызывали нежную ностальгию в дальнейшем.
Культовые сериалы 90-х стали по-настоящему популярными в России ближе к нулевым: тогда же в стране так же, как и в США ранее, было относительное процветание. У зрителя не было особых проблем — контент 15-20-летней давности дает возможность вспомнить об этом. Современные перезапуски работают примерно так же: погружают зрителей в мир, где живут любимые с детства герои.
Читать по теме:Назад в 80-е: почему мы ностальгируем по временам, которых не засталиС ними подростки проживают жизнь, свободную от технологий
Если поколение, родившееся в 80-90-е оказалось завороженным возможностями, которые открыли новые технологии и скоростной интернет, зумеры — сегодняшние подростки — изрядно устали от технологий. Миллениалы любят онлайн, в то время как для тех, кто младше, он — вынужденная необходимость.
— говорит Малкольм Харрис, исследователь и автор книги Kids These Days: Human Capital and the Making of Millennials.
Зумеры фактически родились с телефоном в руке. Их не прельщает онлайн-общение, а вот живой коммуникации им не хватает — она-то отлично и показана в проектах 90-х годов. «Друзья», «Секретные материалы», даже «Твин Пикс» — подобные сериалы наглядно демонстрируют, как строились социальные связи раньше, без приложений для знакомств и возможности отслеживать каждый чих партнера в инстаграме. Из-за этого франшизы тех времен кажутся наивными, и это настроение стараются передать в продолжениях.
Мы нуждаемся в тепле и заботе
Новая искренность появилась в середине 80-х годов как реакция на резкое изменение курса постмодернистов. Если раньше они иронией помогали справиться с тяжелыми обстоятельствами в жизни людей, то в дальнейшем их проекты стали высмеиванием ради высмеивания. Классическим примером считается мультсериал «Южный парк», который изобиловал саркастичными и жестокими шутками над инфоповодами, не давая зрителю возможности подумать, почему именно проявляется злоба. Новая искренность появилась именно как ответ на бесконечный поток ненависти и иронии, не всегда приходящейся к месту. Она дает людям теплоту, заботу и человечность, которой многим не хватает. Как с этим связаны сериалы 90-х? Они наивны в простоте нравов и обстоятельств, которые показываются, и действуют на зрителя терапевтично.
Мы хотим увидеть старых героев в новых условиях
Обилие продолжений или ремейков связано с возможностью посмотреть, как повели бы себя прежние герои в новых обстоятельствах. Отчасти поэтому мы ждем воссоединения «Друзей» — нам интересно, как поменялись персонажи за последние годы, о чем они думают, в каких условиях живут. Похожим образом сработала сериальная адаптация фильма «Фанатик» под названием Hi-Fi.
Изначально в ленте 2000 года зритель сталкивался с Робом, немолодым владельцем магазина пластинок. Его дело не приносит выгоды: аналоговые способы слушать музыку никому не нужны в эпоху компакт-дисков, а тут еще и любимая девушка ушла к другому. Почти два часа мы следим за тем, как меломан рефлексирует о потере и смысле жизни.
Немного под другим углом подан конфликт в сериале 2020 года. Роб в современной адаптации — девушка, пластинки вновь стали популярны — даже во времена потоковых сервисов и Shazam. Проблемы остались те же, но поданы они уже под новым соусом из актуального антуража и более мрачного фона, нежели в полнометражном фильме. Героиня тоже пытается прийти в себя после тяжелого расставания, однако попутно зритель наблюдает и за современными условиями, а именно: жизнью цветных меньшинств в Лос-Анджелесе, влиянием депрессии на состояние человека. Зная, что это перезагрузка старой истории, вдвойне интересней наблюдать за развитием событий.