Надо сказать, что таких, как Водонаева, в российском интернете великое множество: оставаясь конвенционально привлекательными, они все еще причисляют себя к неодобряемой в обществе группе. С одной стороны, можно сказать, что у трендсеттера работа такая — быть честным перед собой и фанбазой, рассказывая все, о чем переживаешь. С другой — читатели и зрители, готовые следить за каждым словом, невольно перенимают на себя мысли селебрити — и начинают подражать, порой доводя себя до психических расстройств и непоправимых изменений в теле.
Оговоримся: дело не столько в массовом фэтшейминге, сколько в том, что знаменитостям в принципе свойственно так или иначе навязывать изжившие себя характеристики, которым, по их мнению, должна соответствовать успешная женщина. Heroine попробует разобраться, зачем инфлюэнсеры поддерживают нездоровые стереотипы — и по какой причине мы готовы им следовать.Стереотипы нужны одним и раззадоривают других
Само понятие «стереотип» вошло в нашу жизнь с подачи Уолтера Липмана, журналиста, который применил это слово в 1922 году. Изначально понятие означало металлическую пластину, с помощью которой типограф мог копировать текст, однако Липман принял стереотип как «образец восприятия и интерпретации сведений, основанные на предшествующем социальном опыте». Иначе говоря, стереотип — это набор характеристик, позволяющих нам в ускоренном режиме выстраивать мнение и при этом не вдаваться в суть.
Примеров в обществе более, чем достаточно, фактически мы наблюдаем их ежедневно: видим со спины человека с длинными волосами — идентифицируем его как женщину. Одеваем мужчину только в брючные костюмы — иначе мы не сможем его распознать, и он попросту выпадет из нашей картины реальности.
Многим аутистам и психотикам стереотипы полезны и необходимы, потому что они дают им хоть какие-то ориентиры в этом мире. Если человек вообще не знает, чем женщина отличается от мужчины и что нужно, чтобы стать женщиной, стереотипы дают ему подсказку про платья, каблуки, макияж, семью, домашний очаг, ждать любимого с работы и нянчить детей.Невротиков, конечно, стереотипы провоцируют и заставляют действовать наперекор и от противного: «Вы говорите, что мужчина не должен носить длинные волосы и кружевные рубашки, а я буду таким мужиком». Посмотрите, например, на рокеров 1970—80-х и вы найдёте массу примеров разорванных шаблонов и низвергнутых стереотипов. Конечно, невротики борются с теми стереотипами, которые существуют только у них в голове.
— считает психоаналитик Дмитрий Ольшанский.
Не всегда установки общества упрощают жизнь
У стереотипов есть свои положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, они упрощают жизнь, помогают выявить «своих» и «чужих», выступают как негласный свод правил, при следовании которым человека будут воспринимать как адекватного. С другой, стереотипы накладывают ожидания, которым, возможно, не захочется соответствовать — либо они окажутся трудновыполнимыми и даже опасными.
Так, например, в Мавритании до сих пор сохранилась традиция перекармливать девочек. Дело в том, что в этой стране более элегантной и чувственной считается именно полная женщина, поэтому для того, чтобы соответствовать стандартам, матери насильно заставляют есть своих дочерей, чтобы те набрали большой вес к свадьбе. Порой тех, кто отказывается от жестокой традиции, унижают или вовсе избивают.
Вдохновители всегда влияли на окружение
Часто определенные модели поведения или особенности характера подхватываются трендсеттерами — и становятся новыми стереотипами. Бывает и наоборот: вдохновители подхватывают уже имеющиеся маркеры и закрепляют их, причем часто делают это неосознанно — потому что так проще, и именно об этом писал Липман, вводя понятие «стереотипы» в наш лексикон.
Если с ролью предустановок в обществе мы определились, возникает следующий вопрос, требующий разрешения: почему мы слушаем инфлюэнсеров и для чего люди им подражают. Вообще феномен трендсеттинга возник не 10-20 лет назад: еще при королеве Елизавете I придворные красили волосы в огненно-рыжий цвет, а Людовик XIV и вовсе на законодательном уровне постановил, как следует выглядеть его подчиненным — так же, как и монарх, только немного хуже.
После, в каждую эпоху была своя икона стиля, к которой следовало прислушиваться: Коко Шанель или Карл Лагерфильд в мире моды, Анна Винтур в глянце, Анджелина Джоли, Бейонсе…
Объединяет трендсеттеров, а впоследствии инфлюэнсеров тот факт, что они смогли объединить вокруг себя обширную аудиторию и сделать свой образ жизни — верней, преимущества, получаемые при следовании ему, желанными.
Соответствовать массе куда проще, чем выдумывать свой, особый язык телодвижений, высказываний, образов. Более того, из высказывания биолога становится ясно, что, примеряя на себя поведение и образ трендсеттера, потребитель как бы уподобляется ему — поскольку хочет жить в таком же ритме.
Сосуществование и содружество с другими особями своего вида помогает успешнее добывать пропитание, ускользать от хищников, выращивать потомство… Проще всего этого достичь с помощью химии — гормонов и феромонов. Параллельный путь: воспользоваться возможностями нервной системы, сформировав программы подражания. «Делай как родитель», «…как сосед», «…как вожак», и их опыт станет твоим.
— полагает доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.
Мы видим, что вдохновители, какой бы их жизнь не оказалась на деле, транслируют образ успешных, компетентных и влиятельных людей — нередко они такими и являются. Мы привыкли прислушиваться к тем, чье мнение имеет вес в обществе — агентство MuseFund заявило, что 92% людей в наше время полагаются именно на мнение живого, а главное, популярного человека. Отчасти эта модель помогает нам функционировать в обществе свободно, но при этом бездумное копирование способно привести к проблемам.
Хотя трендсеттер несет ответственность за то, о чем рассказывает аудитории, только за самим потребителем стоит выбор: быть, как твой кумир, или оставаться собой; подчиняться ли стереотипам — не всегда здоровым — либо самому выбирать свой путь.