Образ жизни
24 ноября, 2020

То, что ты ешь: почему гастрономический вуайеризм стал таким популярным

Зачем блогеры едят на камеру и почему на это смотрят миллионы людей по всему миру.
Видео, на которых люди поглощают разные блюда и продукты — мокпаны — изначально появились для того, чтобы никому не было одиноко за столом. Азиатский тренд обретает все большее распространение во всем мире. Составители толкового словаря английского языка Collins English Dictionary внесли «mukbang» (он же мокпан) в десятку популярных слов 2020-го года; блогеры, работающие в этом жанре — биджеи — зарабатывают миллионы на своих трансляциях, а китайские власти задумали бороться с видеообжорством. Рассказываем, как возник гастрономический вуайеризм, почему люди готовы бесконечно наблюдать за тем, как кто-то объедается, и что в этом плохого.

Что такое мокпан

Мокпан как жанр возник в Южной Корее еще в конце 2000-х. Дословно термин переводится, как «трансляция приема пищи». Выглядит это так же, как и звучит: блогер снимает на видео себя во время поедания разных блюд. Появление мокпана и популярность такого казалось бы не самого увлекательного контента объясняют корейской ментальностью. В этой стране исторически было не принято есть в одиночку. Прием пищи — это всегда социальное мероприятие, поэтому на завтраки, обеды и ужины собирались целыми семьями. С наступлением урбанизации молодежь уезжает в город, где живет и ест вдали от родных. Мокпаны призваны компенсировать ощущение одиночества: включаешь видео, на котором харизматичная девушка или парень аппетитно ужинают, комментируя это и рассказывая забавные истории, и вот у тебя уже есть компания. Так обычные люди, готовые поесть на камеру, стали национальными звездами.

Восприятие поедания пищи как социального события характерно не только для Южной Кореи, так же, как и одиночество современного человека. Вот почему неудивительно, что мокпан распространил свою популярность и за пределы Азии.

Во многих странах, включая Россию, сегодня найдутся свои биджеи, хотя корейские блогеры по-прежнему лидеры в этом жанре. К примеру, на канале Jane ASMR 제인 более 10 миллионов подписчиков — девушка объединяет жанр мокпана с ASMR. Не меньше поклонников у другой азиатской звезды мокпанов — Zach Choi, который наслаждается едой в одиночестве или приглашает в кадр других биджеев.

Магнетизм мокпанов оценили не только в блогерской среде. Голливудские звезды тоже выпускают подобные видео. Так, в начале этого года актриса Флоренс Пью снялась в ролике Vogue, где она пробовала 11 блюд британской кухни.

Съесть крокодила или «загрязнение воздуха»: какими бывают мокпан-видео

Даже в видео, которые сводятся просто к поеданию пищи, блогеры умудряются проявлять разнообразие, придумывая свои фишки, чтобы привлечь внимание аудитории. Китайские биджеи любят сделать акцент на экзотичность: съесть в кадре целого крокодила или еще какую-нибудь малопривлекательную рептилию. Американские блогеры более традиционны и концентрируются на фастфуде.

Мокпан часто совмещают с ASMR, убирая из видео монологи и позволяя слушателю наслаждаться звуками бульканья коктейля, хруста жареной курочки, смачного пережевывания и другими аудиоэффектами. Кто-то из блогеров предпочитает разбавлять поедание пищи смешными историями или комментариями о вкусе и виде блюд.

Чем еще пытаются удержать аудиторию биджеи: количеством — блогер Yuka Kinoshita славится тем, что может есть в немыслимых масштабах; оригинальной подачей — YAMMoo создает увеличенные копии известных продуктов и вещей. Кроме того, YAMMoo пыталась привлечь внимание зрителей к проблемам экологии, поедая блюдо в виде «загрязнения воздуха», которое на деле было серой сахарной ватой.

Одни блогеры специализируются на кухнях разных народов, другие на фастфуде или только на десертах. Каждый пытается придать своему контенту какую-то особенность, чтобы отличиться от конкурентов.

Читать по теме:«Гуччи флип-флап»: как начать разбираться в TikTok

Почему люди смотрят мокпаны

Хотя у многих вид того, как другой человек ест, или звуки поглощения пищи вызывают отвращение, очевидно тех, кого это зрелище гипнотизирует, немало, иначе видео с мокпанами не набирали бы миллионы просмотров. Мокпаны помогают человеку не чувствовать себя одиноко. Кто-то предпочитает за ужином посмотреть очередное интервью Дудя, а кто-то хочет видеть перед собой тоже жующего человека. Любителям ASMR в мокпанах тоже есть чем насладиться, ведь поглощение пищи сопровождается чередой аппетитных звуков.

Ну и наконец, на мокпаны порой интересно поглазеть, особенно если человек на видео ест что-то необычное или в экстремальных количествах, последнее очень распространено среди блогеров этого жанра.

Что плохого в мокпанах

Мокпаны и их создателей критикуют за пропаганду нездорового пищевого поведения, неправильного питания, переедания. Разумеется, видео, где человек ест аккуратную порцию куриной грудки с овощами, не наберет столько же просмотров, как то, где он объедается сотней куриных ножек из KFC.

Еще одна черта, за которую мокпаны критикуют, а правительство Китая даже взялось бороться с подобным контентом, — культ потребления, который явно не вписывается в тренд на экологичность. Горы фастфуда, десятки блюд, которые биджей порой успевает лишь попробовать, а остальное отправляется в утиль, формируют нездоровую расточительность и легкомысленное отношение к продуктам.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: