Культура

6 удивительных фактов о женщинах-гладиаторах

0
Гладиаторов в основном представляют, как сильных и бесстрашных мужчин, готовых выйти на арену и рискнуть жизнью ради победы. Но были в истории и женщины, которые не уступали им в храбрости. Они так же сражались на аренах под возгласы ликующей толпы. О том, как жили и какими были женщины-гладиаторы, читай в этом материале.

1. Они сражались топлес

Скульптура, которая хранится в Музее прикладного искусства и ремесел Гамбурга, показывает женщину-гладиатора с обнаженной грудью в набедренной повязке. В левой руке она сжимает оружие, напоминающее кинжал.

Испанский ученый Альфонсо Манас считает, что она держит сику — короткий изогнутый меч, характерный для гладиаторов, которых называли фракийцами. Обычно они сражались в шлемах, украшенных перьями, набедренных повязках и металлических наголенниках.

По словам Альфонсо, поза, в которой застыла женщина — характерный жест победы гладиатора в бою, когда он стоит над поверженным соперником.

Что касается обнажения до пояса, то и мужчины, и женщины сражались в таком виде. Это было одним из правил, которых придерживались при выходе на арену. О том, к какому сословию принадлежала изображенная женщина, ученые спорят. Известно, что волосы рабынь остригали коротко, а скульптура изображает женщину с длинными локонами. Либо она была выходцем из среднего или высшего сословия, либо исключением из правил.

2. Их хоронили с почестями

В 2000 году ученые обнаружили захоронение недалеко от амфитеатра в Лондоне, которое датируется I веком нашей эры. В нем находилась глиняная посуда и масляные лампы, что указывает на богатство и могущество умершего человека.

Поскольку одна из ламп изображает гладиатора, а не других богов, связанных со спортом, ученые пришли к выводу, что умерший выступал на арене при жизни. Они провели анализ костей и выяснили, что они принадлежат девушке возрастом от 20 до 30 лет.

3. Они могли разыгрывать сцены из истории

В городе Бодрум, который находится в Турции, был найден барельеф, на котором изображены две женщины-гладиатора. Он выполнен из мрамора и датируется II веком нашей эры.

Надпись на барельефе рассказывает об именах женщин: Ахиллия и Амазонка. Скорее всего, это были гладиаторы, разыгравшие известную историю об Ахиллесе и королеве амазонок Пентесилее. В ней главный герой убивает королеву под Троей, а затем влюбляется в нее и сожалеет о содеянном.

Согласно еще одной надписи, найденной на барельефе, женщины-гладиаторы сражались до победной «ничьей». То есть это был бой не до смерти одной из сражающихся, что опровергает стереотип о том, что одному из противников на арене всегда приходилось умереть.

4. Они могли принадлежать к высшим сословиям

По словам римского историка Кассия Диона, не только рабыни могли сражаться в амфитеатрах. Женщины высших сословий тоже нередко брали в руки оружие и участвовали в гладиаторских боях. Он писал в своей книге «Римская история»:

Было еще одно зрелище, которое считалось одновременно самым позорным и самым шокирующим, когда мужчины и женщины не только всаднического, но даже сенаторского сословия выступали в качестве исполнителей в оркестре, цирке и Колизее, подобно тем, которые пользуются наименьшим уважением.

Дион также упоминал, что выступающие могли играть на флейтах, участвовать в пантомимах, а еще сражаться с дикими животными и драться, как гладиаторы.

5. Им запретили сражаться на арене в 200 г. н.э.

До 200 года нашей эры, несмотря на противоречивое отношение к женщинам-гладиаторам, им позволялось выступать на арене. Но с приходом к власти императора Септимуса Северуса все изменилось. Он запретил им участвовать в боях.

Историки предполагают, что такое решение связано с полученными впечатлениями после посещения Олимпийских игр. Участвовать в них позволялось только мужчинам. Император беспокоился, что женские тренировки и гладиаторские бои могут в последствие обернуться интересом к Олимпийским играм и волной недовольства. Поэтому принял решение вовсе отстранить женщин от любого профессионального спорта.

6. Они считались повстанцами и революционерками

В Древнем Риме права и свободы женщин сводились к минимуму. Они были обязаны находиться на попечении мужчины — сначала отца, затем мужа, а если их не было, то официального опекуна. Американский ученый Брайан Харви описывает положение римских женщин так:

В отличие от мужских добродетелей, женщин хвалили за домашнюю и супружескую жизнь. К их добродетелям относились верность партнеру, чувство приличия, любовь к мужу, преданность семье, плодовитость, жизнерадостность и оптимизм. Во главе всего всегда оказывался мужчина, что отражало крайне патриархальный уклад общества.

От женщин ожидали, что они будут соответствовать установленным моральным правилам. О том, что они ощущали из-за такого социального давления, писала поэтесса Сульпиция Младшая, жившая во второй половине I века н. э. Ей принадлежат строки:

Хорошо идти против течения. Как утомительно для женщины постоянно заставлять свою внешность соответствовать репутации. Эта репутация, конечно, была навязана мужчинами — сначала отцом, а затем мужем.

Путь гладиатора был способом разрушить устоявшиеся стереотипы, стать независимой, а также богатой. И заодно получить свою долю славы. Но такое поведение неумолимо было связано с риском, не только для жизни, но и для репутации в обществе.

Нередко женщины-гладиаторы порицались и высмеивались обществом, что могло помешать им создавать семьи или занимать высокое положение в социуме. Но по другим свидетельствам ученых, их могли почитать и любить не меньше, чем мужчин-гладиаторов, что способствовало получению определенных привилегий.

Читать по теме:Культура6 фактов о жизни пещерных женщин