Культура

Что стало с субкультурами сегодня

4873
0
В конце 2000-х с Россией случился интернет, который полностью изменил формат коммуникации между людьми. С его участием трансформировались способы подростковой самоидентификации — если 10-20 лет назад неформалы собирались в отдельные группы, как бы отделяясь от всех прочих, то сейчас элементы одной субкультуры могут заимствовать особенности другой, создавая тем самым удивительные сочетания. Давай поговорим о том, что стало с молодежными движениями и кто именно оставил эмо с панками в 2007 году.

Особая среда

Субкультура — это частный случай по отношению к одной большой «культуре», иначе говоря, то, что является в поле зрения определенного социального слоя. Создается она, как правило, молодыми людьми 16-24 лет как реакция на происходящие в мире изменения. Впервые об этом явлении заговорили в середине 20 века: после Второй мировой войны западная цивилизация старалась как можно быстрее прийти к новому уровню благополучия — со временем это позволило подросткам социализироваться перед вступлением во взрослую жизнь чуть дольше обычного.

Юноши и девушки, которые могли позволить себе отделяться от других — любым способом, будь то музыкальные вкусы или стиль одежды — стали формировать собственные сообщества. Дальше неформальные молодежные группы были напрямую связаны с контркультурой, выступающей против традиционных устоев общества.

Фольклорист Дмитрий Громов говорит, что для любой субкультуры свойственно наличие особых, характерных только для нее черт: общие вкусы в одежде, музыкальные предпочтения, политические взгляды, кумиры для подражания, наличие особого жаргона, совместная деятельность. Такое разделение, по его мнению, нужно самим подросткам — определять, где «свой», а где «чужой». Кроме того, Громов утверждает, что без наличия определенного процента объединяющих особенностей субкультура распадется довольно быстро.

Быть, а не казаться

Как отмечает Громов, нынешний механизм создания отдельной молодежной группы полностью отличается от прежнего: 50 лет назад люди объединялись, обменивались мнениями, озаглавливали себя или ждали, пока за них это сделает общество. Сейчас же не обязательно даже знакомиться с людьми, похожими на тебя, — можно увидеть пару-тройку фото, скопировать образ, а дальше уже дело техники.В качестве примера ученый рассказывает о феномене «винишко-тян». Их обозначили на «Дваче» и изначально лишь шутили о комическом образе, выстроенном на противоречии: с одной стороны, девушка начитана, интеллигентна и романтична. С другой — представляет собой женщину с пониженной социальной ответственностью: сильно любит выпить и так далее.

На эту тему обитатели форума создавали демотиваторы, подыскивали девушек, подходящих под критерии. Дальше несколько популярных в интернет-сообществе блогеров выпустили видео, где предстали в образе «винишко-тян». Ключевым моментом, по мнению Громова, стало вмешательство СМИ — канал «Россия-24» выпустил сюжет о субкультуре, заявив на всю страну, что такая существует. На деле самих девушек, считающих себя «винишками», не было — подобное уже происходило в 2010-х годах при обсуждении «ванилек» — представительницы движения не относили себя к таковым, хотя интернет-пользователи пытались обозначить для них определенные стандарты поведения. Через некоторое время о них забыли.

Хотя пример с «винишко-тян» отражает формирование субкультуры чиновниками и журналистами, все идет к тому, что группы нужны для создания социальной паники. Кто-то указал на тенденцию, другой подхватил, третий добавил к образу своих наблюдений — движение готово, а истинные «последователи» могут о нем и не догадываться. Возможно, тебе покажется, что в хаотичном мире, где тренды создаются из ничего, не осталось места для подростковых движений — это не так. Мы расскажем тебе о нескольких, чтобы ты сама смогла в этом убедиться.

Арми: квинтэссенция перфекционизма

До развития интернета западный потребитель и не знал о южнокорейской культуре, в то время как сейчас любой уважающий себя подросток называет себя арми — фанатом BTS, смотрит дорамы, старается танцевать и одеваться так, как его айдол.

Забавно, но именно поклонники Халлю — корейской волны — переняли на себя больше всего черт, присущих традиционным субкультурам. У каждого исполнителя есть своя уникальная аудитория из миллионов человек по всему миру — те, в свою очередь, следят за любым движением любимца. Фандомы — сообщества поклонников — одновременно схожи с игроками в зарницу и с последователями культа: у каждого своя речевка, эмблема, характерные действия. Именно всемирная сеть позволила фанатам по всему миру собрать самую традиционную в плане взаимодействий субкультуру.

Хэлс-готы: спорт как новый черный

Если традиционные готы провозглашали эталоном своей красоты бледность тела и обилие аксессуаров, нынешние представители тяготеют к воркаутам и спортивному стилю. Хэлс-готы являются результатом переплетения нескольких субкультур в одну — они появились на стыке киберпанка, нормкора, ЗОЖ-культа и, как ни странно, готики.Главная особенность этого движения — их любовь к человеческому телу и сравнение того с совершенной машиной. Хэлс-готы стремятся достичь идеальных форм — а их эталоном стал образ с обилием водонепроницаемых тканей, кевлара и бионических протезов, с которыми организм был бы мощнее. Они строже, стерильней — в их комьюнити нет места былой самоиронии и свободомыслию. При этом не до конца понятно, какую музыку должен слушать представитель, сколько раз ему следует посещать спортзал — это субкультура, объединенная любовью к необычной одежде и будущему, которое когда-нибудь наступит.

Экоактивисты: с любовью к природе

Последние несколько лет мир как никогда озабочен проблемой экологии, но при этом подростки, которые пытаются хоть сколько-нибудь повлиять на ситуацию, все еще считаются представителями контркультуры. С другой стороны, подобная сегрегация дает парням и девушкам простор для общения с теми, у кого похожие ценности.

Люди, живущие в режиме zero waste, давно устраивают свопы, говорят об интересующих их вещах — сохранении лесов, снижении уровня токсинов и газов в мире, собирают вечеринки. Иногда не понимаешь, где просто встреча знакомых, а где самостоятельное движение, выступающее за спасение мира, — только за этот год школьники из 50 стран провели более чем 2000 митингов в рамках Fridays for Future — акции, придуманной Гретой Тунберг, для того чтобы обратить внимание взрослых на реальные проблемы.

Опять же — не будь интернета и не реагируй СМИ так быстро — подростки не вдохновились бы и не основали движения. Без определенных черт, характерных только для них — предпочтений в одежде и привычек — сложно было бы назвать молодежь, сражающуюся за благополучие планеты, субкультурой. Это и она тоже, не спорим: в то же время юные экоактивисты — это нечто большее.

Получается, основные черты субкультур остались у всех ее представителей — преданность одному образу жизни, схожие предпочтения, определенный стиль. При этом развитие глобальной сети привело к тотальному размытию границ, причем касается это и возрастных, и ментальных различий. Если в конце 20 века подросток, по сути, должен был несколько лет «переболеть» увлеченностью определенным образом, то теперь это оказалось ни к чему: каждый день любой из нас может примерять на себя новые взгляды, узнавать факты о уже существующих группировках или только формирующихся.

Самое главное — возможность скорой коммуникации привела к тому, что человек, позиционирующий себя, скажем, как фанат рока, может слушать и другие жанры, ходить на мероприятия, которые не предполагают его участия. Панк-эстетика просачивается на подиумы и господствует в коллекциях Александра Маккуина и Вивьен Вествуд, готы давно не ассоциируются с вальяжно-декадентскими посиделками на кладбище. Старый взгляд на субкультуры умер — и породил новое видение.