Кино и книги
15 мая, 2020

Очень женское кино: 6 фильмов Софии Копполы

Краткий гид по кинематографическому миру Софии Копполы.
Накануне американская режиссер, сценаристка, актриса и продюсер София Коппола отпраздновала 49-летие. Она поделилась творческими планами и рассказала, что экранизирует роман «Обычай страны» в виде мини-сериала – новый для Копполы формат. София — дочь легендарного режиссера. Она никогда не открещивалась от влияния семьи, но смогла выстроить свой собственный путь — талантливой создательницы фестивальных картин без гигантских бюджетов и с женским взглядом на мир. Мы собрали все фильмы Софии Копполы: их всего 6, зато каждый – настоящее откровение.

1. Девственницы-самоубийцы, 1999

Дебютная полнометражная картина Копполы по одноименной книге Джефри Евгенидиса. Как признается позже София в одном из интервью, она и не знала, что хочет быть режиссером, пока не прочитала роман Евгенидиса.

К моменту начала режиссерской карьеры Коппола уже попробовала себя в кино в качестве актрисы, но после разгромной критики ее роли в третьем «Крестном отце» решила, что кинематограф не для нее. Она пыталась заниматься модой и музыкой, благо известные родители не давили на дочь и позволяли спокойно искать свой путь.

Софию глубоко поразила история девочек-подростков из пуританской семьи, живущей в Мичигане. По сюжету фильма, когда младшая дочь Сесилия со второй попытки кончает жизнь самоубийством, ее родители превращают жизнь остальных четырех дочерей практически в тюрьму. Девочки постоянно находятся под жестким контролем, избавить от которого может только смерть.

Уже с этой картины проявляется главная черта фильмов Копполы – сильные, яркие женские персонажи, меланхоличность, тема уязвимости, становления личности и в целом феминный взгляд на мир. Одну из главных ролей в «Девственницах-самоубийцах» исполнила 16-летняя Кирстен Данст, которая позже сыграет Марию-Антуанетту в другой работе Софии Копполы.

2. Трудности перевода, 2003

На этот фильм Копполу вдохновило путешествие в Японию. Она писала сценарий под музыку Брайана Райтцелла. Поначалу он вышел слишком коротким, и Софии пришлось придумывать новые сцены. Персонажей для фильма она брала из реальной жизни: в основе образа Джона, мужа главной героини, бывший супруг самой Копполы – режиссер Спайк Джонз; вдохновением для образа Келли послужила подруга Джонза Камерон Диаз.

Дальше начались долгие уговоры Билла Мюррея исполнить главную роль, без него София отказывалась снимать фильм. Актер думал 5 месяцев и в итоге согласился. Его партнершей по съемкам стала Скарлетт Йоханссон.

Долгая скрупулезная подготовка и 27 дней съемок стоили того. Многие критики назвали экзистенциальную мелодраму «Трудности перевода» фильмом года, картина получила в общей сложности 77 наград. Кинокритики восхищались сильным сценарием, за него Коппола получила «Золотой глобус» и «Оскар».

3. Мария-Антуанетта, 2006

В 2006 году София Коппола выпускает биографический фильм о королеве Франции Марии-Антуанетте и делает это в совершенно нетипичной для исторического кино манере. Никаких приглушенных оттенков, мрачной торжественности, пристального внимания к бытовой достоверности.

Коппола показывает жизнь придворной Франции глазами юной дофины, которая попала в чужую страну. Она окружена роскошью, но напрочь лишена собственной воли. Зефирные оттенки, роскошные наряды, десятки пар изящных туфель, среди которых вдруг хулигански мелькают кеды, постпанковские саундтреки – Коппола создает мир безумный, яркий, громкий, очень современный, но вместе с тем тщательно продуманный, а потому гармоничный.

Читать по теме:Как женщин вытеснили из кинематографа

4. Где-то, 2010

Комедийная драма, в которой, как и в большинстве фильмов Капполы, вроде бы ничего толком и не происходит. Популярный голливудский актер устал от богемной жизни, у него начинается личностный кризис. Он изредка проводит время с 11-летней дочерью от прошлого брака, хотя обычно почти не уделял ей внимания.

Получился фильм о возвращении к себе и о том, что дети тоже могут многому научить взрослых. В этой картине Коппола отразила свои личные отношения с отцом – режиссером легендарного «Крестного отца».

За «Где-то» София Коппола получила одну из своих важнейших наград – главный приз Венецианского кинофестиваля.

5. Элитное общество, 2013


Поводом для этой картины стала статья в Vanity Fair о банде подростков Bling Ring, которые грабили дома американских знаменитостей в Калабасасе в 2008-2009 годах. В этой истории Коппола увидела свою любимую подростковую тему. Из криминальной истории выросла драма о привилегиях, взрослении и новых ценностях.

6. Роковое искушение, 2017


Это ремейк фильма «Обманутый» 1971 года. По сюжету раненый капрал федеральной армии в годы Гражданской войны в США попадает в закрытый пансион для девушек в Виргинии. В это время там живут только учительница и пять воспитанниц. Появление молодого человека становится тем самым «роковым искушением» для жительниц пансиона.

Сюжетно Коппола повторяет оригинальный фильм, однако смотрит на происходящее иным, как ты уже догадалась, женским взглядом.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: