Карьера

Power BI для блондинок: неудобные вопросы автору тренинга по работе с аналитикой и визуализацией

0

Мы часто рассказываем о разных курсах, мастер-классах и тренингах, но в последнее время это стало слишком уж модно. Все кому не лень идут в преподаватели, обещая своим потенциальным ученикам золотые горы. На деле же большая часть из них — сплошное надувательство, направленное на заработок денег. Сегодня мы решили разобраться в одном из курсов и задать самые прямые и неудобные вопросы. Согласился на подобный эксперимент преподаватель курса «Power BI для блондинок» — Алексей Колоколов, обещающий научить делать отчеты в 3 раза быстрее и в 10 раз красивее, чем в MS Excel.

Как вы прокомментируете сексистское название вашего курса?

Я не закладывал никакого сексистского подтекста, а лишь использовал знакомую каждому метафору. Более безобидным аналогом названия, хоть и более заезженным, было бы Power BI для чайников. Девушки, проходя обучение по каким-то техническим направлениям, часто чувствуют себя карикатурными блондинками. Виноваты в этом не они, а лекторы, которые не знают, как правильно взаимодействовать с аудиторией. Осознавая это, я хотел создать курс, понятный для простых офисных сотрудников, которые не сильны в тонкостях IT-сферы.

Сейчас курсы есть практически по всем направлениям, но большая их часть — откровенная лажа. Как понять, что ваш курс не один из таких?

Мой курс в меньшей степени теоретический. Единственное, что хоть как-то можно сравнить с теорией, это анализ кейсов реальных компаний, с которыми мне довелось сотрудничать. Знания, полученные благодаря живым, а не абстрактным примерам, намного легче переварить, и поэтому проще понять, как стоит делать, а что категорически неправильно.

Только после этого можно приступать к работе в самой программе. Опять же, я не читаю лекции про интерфейс программы, я показываю работу на конкретных примерах: считаем премии, строим воронки продаж, анализируем клиентскую базу — все то, что будет полезно в реальных условиях.

Что еще за Power BI? Нам бы с Excel и Power Point разобраться?

Так или иначе работа в офисе сводится к презентациям в Power Point, с которой многие поверхностно знакомы еще со школы, но для того, чтобы в ней сделать красивые графики, нужно подготовить данные и провести расчеты в Excel. На все это в итоге уходит очень много времени, при том что большая часть возможностей визуализации в них по умолчанию стремная. Хотя техническая составляющая позволяет сделать красиво, но требует глубоких познаний. А теперь представьте ситуацию: вы полдня возились с отчетом, проверяли данные, строили графики, выравнивали подписи, и вдруг вам присылают новые значения. Диаграммы ломаются, подписи съезжают, и от красивого слайда остается неразборчивое месиво, которое нужно переделывать практически с нуля.

Возникает логичный вопрос: как сделать отчет быстро, красиво и не испытывать затруднений при замене данных? Самый оптимальный, на мой взгляд, ответ — программа Power BI. Ее тоже разработала Microsoft, и по своей сути Power BI является синтезом Power Point и Excel, вобравшем в себя лучшие черты каждого предшественника. Его можно сравнить с iPhone для корпоративной отчетности: меньше кнопок, красиво и удобно. Да, у Power BI есть аналоги, но у них совсем другая логика, которую нужно будет понять. Взять, например, QlikView или Tableau: в них можно получить тот же результат, но разбираться придется намного дольше.

Это все звучит здорово, но кому ваш курс действительно пригодится на работе, а не будет просто галочкой в резюме?

Маркетологи и специалисты, работающие с отчетностью по продажам, клиентам, эффективности, финансисты, бухгалтеры — все, кто так или иначе анализирует различные данные. Важно учитывать, что курс ориентирован не на глубокую web-аналитику, построенную на Яндекс.Метрике и Росстате, а на работу с фактическими данными: планирование продаж, производственный учет, логистику, финансовый аудит, отслеживание эффективности рекламных кампаний. Курс научит видеть самые главные показатели и уметь грамотно визуализировать их, создавая понятные и красивые графики, отчеты и дашборды.

С отчетами и графиками мы согласны, но дашборды-то зачем? Можно ведь обойтись просто презентацией.

Ранее я говорил о головной боли, которую вызывают изменения исходных данных, полностью разрушающих визуализацию презентаций. Дашборды — решение этой проблемы. Они представляют собой шаблоны, которые корректно отображают изменение всех переменных, адаптируя графики. Представим, что у вас есть еженедельная отчетность по определенному направлению и вы вместо того, чтобы сперва готовить данные в Excel, а потом переносить их в Power Point, вручную выравнивая графики и подписи, вносите данные в готовый шаблон, и он адаптирует визуализацию под них. Существовать дашборды могут в разных форматах: хоть в виде приложений для смартфонов, хоть интерактивных экранов, где можно переключаться между необходимыми показателями и разделами. Это намного удобнее, чем листать презентацию на сто слайдов в поисках нужной информации.

Раз Power BI — такая скатерть-самобранка, то почему все работники давно не перешли на нее? В чем подвох?

Никакого подвоха нет. Вопрос лишь в том, а может ли человек составить такой шаблон? Именно этому я и учу: человек, прошедший курс, начинает видеть разницу между действительно важными данными и второстепенной ерундой и понимает, как использовать их при составлении графиков и презентаций. Помогает в этом то, что я использую не какие-то абстрактные примеры, а кейсы лучших российских и мировых практик и проектов, которые я делал для заводов, банков, топовых торговых сетей. Именно знание таких тонкостей позволяет обуздать Power BI и понять, как делать правильно. Уже зная и умея, человек в дальнейшем сможет применить полезные приемы на своей работе и автоматизировать многие аналитические процессы.

Допустим, девушка пройдет ваш курс. Как изменится ее положение на работе? Откроются ли новые перспективы?

В первую очередь курс поможет экономить время на выполнение однотипных задач. Работник становится эффективнее, и это делает начальство довольным, ведь ты не просто качественно выполняешь свою работу, а можешь создать что-то своими руками без привлечения IT-шников и дизайнеров. Это позволит занять особую позицию исполнителя, а не девочки на побегушках. Ты сможешь видеть и доносить до начальства слепые зоны в планировании, воронках продаж, статистике и делать совещания конструктивными.

Это не мои больные выдумки как человека, продающего курс, а факты, основанные на опыте моих выпускников. Один из учеников спустя несколько месяцев после прохождения курса перешел в международную компанию на ту же должность, только с окладом на треть выше. Другая, проявив инициативу в своей компании, добилась того, что сперва к ней поставили программиста, потом еще одного, и через года она была уже начальником отдела аналитики. Активная позиция в совокупности с владением «бизнес языка» позволяет людям перешагнуть рубеж просто ценных сотрудников и становиться практически незаменимыми.

А что, если в группу попадет студентка, которой все непонятно и сложно? Вы бросите всех остальных, чтобы уделить ей внимание?

Я стараюсь уделить внимание каждому ученику в зависимости от его уровня и преподаю совместно с напарницей. Один из нас помогает «отстающим» без торможения общего процесса. Особенно актуально это для второго дня курса, когда каждый ученик выбирает тему и готовит по ней выпускную работу. В нее входит подготовка данных, разработка ключевых показателей, составление дашборда и его презентация.

В вашей позиции читается самоуверенность, но чего добились лично вы, раз думаете, что можете чему-то научить других?

Я учу не по книжке, а по тому, что опробовал за 10 лет работы по внедрению корпоративной отчетности, а последние 4 года практикую как тренер, за это время я обучил 3 тысяч человек. На тему анализа данных, бизнес-аналитики и работы с инфографикой у меня написана целая книга, при работе над которой я изучал международный опыт и систематизировал различные практики, отбирал из каждой лучшее и полезное. Меня приглашали преподавать в США: я прошел отбор и полгода работал в Америке. Все это и служит источником моей уверенности и компетентности.

Несмотря на весь скепсис с нашей стороны, Алексей Колоколов смог по существу ответить на наши вопросы. Он — не шарлатан, занимающийся бизнес аналитикой полгода, после чего решивший получать дополнительный заработок с обучающих курсов. Его компетенция подкреплена многолетним опытом работы, а методы обучения направлены на практическое применение, которые ты сможешь использовать в своей деятельности. Если же твоя работа напрямую связана с отчетностью и аналитикой, то у тебя есть возможность не только экономить собственное время и силы, но и повысить свою компетентность, что станет залогом карьерного роста.

Записаться на курс «Power BI для блондинок»