Героини

Сайоко Ямагути: как японская супермодель изменила стандарты красоты

0
Черные волосы цвета воронова крыла, подстриженные в короткий боб, миндалевидные холодные глаза – такой японскую супермодель Сайоко Ямагути запомнил мир. Она стала одной из первых азиатских моделей, которые появились на европейских подиумах. Всегда верная выбранному образу, Ямагути изменила понимание японской красоты не только на Западе, но и в родной стране. Рассказываем, что нужно знать о музе Такады Кендзо и Кансаи Ямомото.

Муза

Сайоко Ямагути родилась в одном из самых густонаселенных городов Японии Йокогаме в 1949-м году. Связать жизнь с миром моды она решила сразу, правда, сначала планировала зайти в него с другой стороны – стать дизайнером. Однако, окончив престижную школу дизайна Sugino Gakuen, девушка решила, что носить одежду ей интересней, чем создавать ее.

После войны в Японии царили западные стандарты красоты, девушки отращивали волосы, носили прямой пробор. Сайоко решила действовать по-своему и обстригла волосы в короткий гладкий боб с челкой – такие прически в Японии традиционно носили девочки с детства. Стрижка придала лицу Сайоко с правильными чертами и выразительными глазами совершенно кукольный вид. В таком виде девушка отправилась на модельные кастинги и почти сразу получила работу.

Прорыв в модельной карьере Ямагути совпал с триумфом японского дизайнера Кансая Ямамото. В начале 70-х он стал первым японским дизайнером, устроившим выставку в Лондоне. Необычная для моды того времени красота Сайоко вдохновила Ямамото, модель стала его музой и получила дорогу на парижский подиум.

Ямагути стала одной из первых азиатских моделей, дебютировавших на европейских показах. Она очаровала западную публику и стала вдохновением для других японских дизайнеров – Кендзо Такады, Иссэя Мияке. В то время, как в европейской массовой культуре и моде было сложно встретить небелые лица, Сайоко Ямагути была востребованной моделью и работала в Нью-Йорке и модных столицах Европы.

Читать по теме:Культура6 фактов о японской императорской семье

Как Ямагути поменяла восприятие японской красоты

Образ Сайоко Ямагути стал культовым для своего времени и изменил представление об азиатской красоте не только на Западе, но и в самой Японии. С конца войны в Японии царили западные стандарты красоты, которым способствовало распространение иностранных фильмов в кинотеатрах. В 60-е годы почти половина моделей в японской рекламе были неазиатского происхождения.

В 1973 году Ямагути подписала контракт с крупнейшим в стране бьюти-брендом Shiseido. Вместе с французским фотографом и кинематографистом Сержем Лютеном Сайоко создала для бренда один из самых мощных образов десятилетия. Она стала не просто лицом бренда, но и олицетворением нового понимания японской красоты. Ямагути вдохновляла японских женщин возвращаться к выражению собственной идентичности, а не подражать западным стандартам.

На Западе образ Ямагути воспринимался двусмысленно. С одной стороны, она диверсифицировала идеалы красоты, ведь в то время стандарты внешности, транслируемые в западной культуре, были довольно однообразны. С другой — Сайоко все же воплощала в себе восточный фетишизм.

По словам старшего директора по красоте Shiseido Сакае Томикава, работавшего с Ямагути, у Сайоко были достаточно большие глаза, и тот самый таинственный миндалевидный их вид создавался с помощью правильного макияжа.

Профессор Эрик Марк Крамер описывал внешность Ямагути, как «западную версию того, чем должен быть экзотический Восток». И, хотя многие журналисты придерживались похожего взгляда на репрезентацию японской красоты Сайоко, нельзя отрицать ее огромное влияние на культуру того времени.

В 1977 году журнал Newsweek включил Сайоко Ямагути в список лучших моделей мира, в том же году она появилась на обложке Steely Dan’S Aja. Это было большим сдвигом в преимущественно «белых» средствах массовой информации.

Сама Ямагути не любила называть себя моделью, предпочитая слово «wearist» (от англ. wear — «носить»). Ключевыми элементами своей работы она называла чувство (кимоти), стиль (катачи) и движение (угоки).

Сайоко в искусстве

Ямагути никогда не ограничивала свои интересы только моделингом. Ее карьера продолжилась в кинематографе. Она снималась в кино и создавала костюмы для фильмов. Сайоко активно сотрудничала с авангардистами Сюдзи Тераямой и танцевальной труппой «Санкай Дзюку», исполнителем Фуюки Ямакавой и основателем Токийского клуба Наохиро Укавой.

Ямагути занималась творчеством до самой смерти, которая случилась в 57 лет от острой пневмонии в 2007 году.