Что такое мокпан
Мокпан как жанр возник в Южной Корее еще в конце 2000-х. Дословно термин переводится, как «трансляция приема пищи». Выглядит это так же, как и звучит: блогер снимает на видео себя во время поедания разных блюд. Появление мокпана и популярность такого казалось бы не самого увлекательного контента объясняют корейской ментальностью. В этой стране исторически было не принято есть в одиночку. Прием пищи — это всегда социальное мероприятие, поэтому на завтраки, обеды и ужины собирались целыми семьями. С наступлением урбанизации молодежь уезжает в город, где живет и ест вдали от родных. Мокпаны призваны компенсировать ощущение одиночества: включаешь видео, на котором харизматичная девушка или парень аппетитно ужинают, комментируя это и рассказывая забавные истории, и вот у тебя уже есть компания. Так обычные люди, готовые поесть на камеру, стали национальными звездами.
Восприятие поедания пищи как социального события характерно не только для Южной Кореи, так же, как и одиночество современного человека. Вот почему неудивительно, что мокпан распространил свою популярность и за пределы Азии.
Во многих странах, включая Россию, сегодня найдутся свои биджеи, хотя корейские блогеры по-прежнему лидеры в этом жанре. К примеру, на канале Jane ASMR 제인 более 10 миллионов подписчиков — девушка объединяет жанр мокпана с ASMR. Не меньше поклонников у другой азиатской звезды мокпанов — Zach Choi, который наслаждается едой в одиночестве или приглашает в кадр других биджеев.
Магнетизм мокпанов оценили не только в блогерской среде. Голливудские звезды тоже выпускают подобные видео. Так, в начале этого года актриса Флоренс Пью снялась в ролике Vogue, где она пробовала 11 блюд британской кухни.
Съесть крокодила или «загрязнение воздуха»: какими бывают мокпан-видео
Даже в видео, которые сводятся просто к поеданию пищи, блогеры умудряются проявлять разнообразие, придумывая свои фишки, чтобы привлечь внимание аудитории. Китайские биджеи любят сделать акцент на экзотичность: съесть в кадре целого крокодила или еще какую-нибудь малопривлекательную рептилию. Американские блогеры более традиционны и концентрируются на фастфуде.
Мокпан часто совмещают с ASMR, убирая из видео монологи и позволяя слушателю наслаждаться звуками бульканья коктейля, хруста жареной курочки, смачного пережевывания и другими аудиоэффектами. Кто-то из блогеров предпочитает разбавлять поедание пищи смешными историями или комментариями о вкусе и виде блюд.
Чем еще пытаются удержать аудиторию биджеи: количеством — блогер Yuka Kinoshita славится тем, что может есть в немыслимых масштабах; оригинальной подачей — YAMMoo создает увеличенные копии известных продуктов и вещей. Кроме того, YAMMoo пыталась привлечь внимание зрителей к проблемам экологии, поедая блюдо в виде «загрязнения воздуха», которое на деле было серой сахарной ватой.
Одни блогеры специализируются на кухнях разных народов, другие на фастфуде или только на десертах. Каждый пытается придать своему контенту какую-то особенность, чтобы отличиться от конкурентов.
Читать по теме:«Гуччи флип-флап»: как начать разбираться в TikTokПочему люди смотрят мокпаны
Хотя у многих вид того, как другой человек ест, или звуки поглощения пищи вызывают отвращение, очевидно тех, кого это зрелище гипнотизирует, немало, иначе видео с мокпанами не набирали бы миллионы просмотров. Мокпаны помогают человеку не чувствовать себя одиноко. Кто-то предпочитает за ужином посмотреть очередное интервью Дудя, а кто-то хочет видеть перед собой тоже жующего человека. Любителям ASMR в мокпанах тоже есть чем насладиться, ведь поглощение пищи сопровождается чередой аппетитных звуков.
Ну и наконец, на мокпаны порой интересно поглазеть, особенно если человек на видео ест что-то необычное или в экстремальных количествах, последнее очень распространено среди блогеров этого жанра.
Что плохого в мокпанах
Мокпаны и их создателей критикуют за пропаганду нездорового пищевого поведения, неправильного питания, переедания. Разумеется, видео, где человек ест аккуратную порцию куриной грудки с овощами, не наберет столько же просмотров, как то, где он объедается сотней куриных ножек из KFC.
Еще одна черта, за которую мокпаны критикуют, а правительство Китая даже взялось бороться с подобным контентом, — культ потребления, который явно не вписывается в тренд на экологичность. Горы фастфуда, десятки блюд, которые биджей порой успевает лишь попробовать, а остальное отправляется в утиль, формируют нездоровую расточительность и легкомысленное отношение к продуктам.